воскресенье, 6 мая 2018 г.

Аристократическая скромница. Слава и драма Ирины Купченко


Одна из самых запоминающихся артисток отечественного кино родилась в 1948 году в ночь на 1 марта в столице Австрии в семье военнослужащего.
Практически все героини актрисы — женщины с неординарной судьбой, сложной личной жизнью. «Странная женщина», «Романс о влюбленных», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Приходи на меня посмотреть». Несмотря на многолетний брак с народным артистом СССР Василием Лановым, жизнь актрисы тоже была полна драм.

Еще будучи студенткой Театрального училища им. Щукина, в 1969 году Купченкобыла приглашена Андреем Кончаловским на главную роль в фильм «Дворянское гнездо» по мотивам романа Тургенева. Ирина играла Лизу Калитину, в которую влюбляется главный герой Фёдор Иванович Лаврецкий в исполнении Леонида Кулагина.



Влюбился в исполнительницу роли, скромницу и недотрогу Ирину, и сам режиссёр. Кончаловский был очарован отсутствием какой бы то ни было манерности, аристократическими манерами Ирины Купченко.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969)

Кончаловский без тени смущения расскажет в книге «Возвышающий обман», как начался и закончился их роман с юной артисткой: «Очень долго у меня ничего не получалось... Состояние было отчаянное, и в этом состоянии у меня было одно желание — ощутить рядом прерывистое женское дыхание. Так начался мой роман с Ирой Купченко... Случилось это в гостинице „Советской“ с фанерными стенами под музыку Перголези: я привез в Ленинград проигрыватель и кучу пластинок итальянского барокко. Помнится, в номере было полно платьев с картины: мы наряжались в них, играя... Роман наш оказался достаточно кратким. К концу картины мы были просто друзьями».

Художников над картиной «Дворянское гнездо» работало трое, среди них —Николай Двигубский, родившийся во Франции в семье эмигрантов, двоюродный брат Марины Влади.

 1956 году он переехал в СССР и, обучившись во ВГИКе мастерству художника-постановщика, стал активно работать в кино. Особенно он сблизился с Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским, тяготевшим к западному искусству.

Двигубский, который уже к тому времени развелся с актрисой Жанной Болотовой, сразу влюбился в юную Купченко. Но, как рассказывают члены съемочной команды «Дворянского гнезда», художник о своих чувствах с артисткой даже не заговаривал и спокойно ожидал, когда Кончаловский закончит с ней роман. Как только это случилось, Двигубский начал за Ириной ухаживать и очень быстро сделал ей предложение. В 1969 году сыграли свадьбу. Но брак художника и артистки просуществовал меньше года: бытовые условия у семьи были просто ужасными. Крохотная комнатка, нерегулярные заработки мужа... В итоге пара рассталась. Через год, в 1970, Двигубский снова женился снова на бывшей женщине своего друга: на бывшей жене Кончаловского Наталье Аринбасаровой.

В 1972 году Купченко вышла замуж за звезду советского кинематографа Василия Ланового. Познакомились они в Театре имени Вахтангова, где оба работали. Бывшая жена Ланового Татьяна Самойлова рассказывала «АиФ»: «Вася очень хотел потомство, а я сделала аборт. Поэтому он женился на молодой актрисе, которая подарила ему потомство».
Ирина Купченко в роли Жени и Василий Лановой в роли Николая в фильме Юлия Райзмана «Странная женщина» (1977)

В 1973 году у Ланового и Купченко родился сын Александр, в 1976 году — Сергей. Благодаря им, по признанию Василия Семеновича, они начали находить компромиссы значительно проще. По рассказам коллег, в семейной жизни этой красивой пары было немало трудностей: крутой нрав Ланового, его ревность. Говорят, доходило даже до развода. И все же они сумели сохранить брак.

Оба супруга никогда не говорят в интервью о личной жизни. Лановой лишь сказал однажды «АиФ»: «Моя жена — замечательная русская актриса Ирина Петровна Купченко. У нас два сына, Саша и Сережа. Имена дали в честь Пушкина и Есенина. Один окончил факультет журналистики, второй экономический».

Интересно, что и мать, и отец, будучи невероятно востребованными и в театре, и в кино, препятствовали тому, чтобы их дети стали артистами.

«Сыновья красивые, большие, материал просто божественный. Они относятся к актерству брезгливо. Мы, родители, очень счастливы, что они не стали актерами. В течение всей жизни они два или три раза видели нас на сцене. Мы старались, чтобы актерская зараза к ним не попала. В нашей профессии очень многое зависит от случая. Часто талантливейшие люди погибали, так и оставшись невостребованными», — рассказывал «АиФ» Лановой.

Драматической страницей их семейной жизни стала смерть младшего сына Сергея. Он получил роскошное экономическое образование в МГУ, работал в Министерстве финансов, был советником Алексея Кудрина. Но... Сергею Лановому было 37 лет, когда в его питерскую квартиру вошла полиция и обнаружила молодого мужчину мертвым в окружении десятков бутылок из-под водки. Он умер от сердечного приступа.

В тот момент Лановой и Купченко находились в Краснодаре на гастролях. Ирина Петровна так и не смогла появиться перед зрителями на сцене. А вот Василий Семенович вышел играть главную роль в спектакле. На следующий день они уехали в Санкт-Петербург, чтобы перевезти тело сына в Москву и похоронить. Впоследствии выяснилось, что у Сергея была дочка Аня, которая родилась от случайной связи в Архангельске. Сегодня девочка довольно часто бывает в гостях у московских бабушки и дедушки. Других внуков у Ланового и Купченко нет.
Кадр из фильма «Училка» (2015)

В свои 70 лет Купченко по-прежнему востребована в искусстве. Фильм Алексея Петрухина «Училка» , в котором сыграла Ирина Петровна, вызвал огромный общественный резонанс, был отмечен критиками. По сюжету учительница истории Алла Николаевна берёт в заложники учеников 11 класса в школе, чтобы преподать им нравственный урок.