пятница, 20 апреля 2018 г.

Разбитое сердце. Как можно уберечься от инфаркта?


Жизнь каждого второго россиянина уносят сердечно-сосудистые заболевания. И инфаркт миокарда среди них – на первом месте.

Половина из числа скончавшихся от инфаркта умирают ещё до приезда скорой. Виной тому где-то плохие дороги, где-то – нехватка машин, но прежде всего – позднее обращение за помощью. «Отлежусь – и пройдёт!» – так думают, увы, очень многие. О том, как расслышать сигналы SOS, которые подаёт «разбитое» сердце (инфаркт – от лат. infarctus – набитый), и может ли оно болеть «молча», о «золотом часе» инфаркта и гендерных предпочтениях этой болезни рассказывает зав. кардиологическим отделением для лечения больных инфарктом миокарда Регионального сосудистого центра ГКБ № 4 Олег Лапин.
Атеросклероз – у всех

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Олег Михайлович, если очень коротко, что такое инфаркт миокарда?

Олег Лапин: Некроз определённого участка сердечной мышцы (миокарда) из-за того, что сосуд, снабжающий его кровью, внезапно перекрывается тромбом.

– И откуда этот злосчастный тромб берётся?

– Внутри сосуда образуется атеросклеротическая бляшка. Она постепенно растёт, делая его просвет всё более и более узким. И когда однажды она разрывается, в месте разрыва появляется тромб. То есть основа возникновения инфаркта миокарда – атеросклероз коронарных артерий.

– Значит, нет атеросклероза – нет и угрозы инфаркта?

– К сожалению, он есть у всех. В большей или меньшей степени наши сосуды, в том числе снабжающие кровью сердце, поражаются с раннего возраста. Другое дело, насколько просвет в них сужен. Наличие гипертонии увеличивает скорость развития атеросклероза в 5 раз. Это вполне объяснимо, ведь при повышенном артериальном давлении идёт чисто механическое напряжение на сосуд, стенка его утолщается (приспособительная физиологическая реакция организма), и в этом толстом сосуде начинает откладываться холестерин. Ну а там, где он отложился, соответственно, формируется бляшка, препятствующая нормальному кровотоку.

– А что способствует её разрыву?

– Физическая или эмоциональная нагрузка, резкий подъём давления опять же.

– Обычно человек живёт и ни о каких атеросклеротических бляшках не думает. Как не пропустить начало инфаркта?


– Классические признаки инфаркта миокарда: сильная давящая боль, локализованная за грудиной, возникающая при физической нагрузке либо в покое и продолжающаяся, несмотря на приём нитроглицерина, не менее 20 минут. Скорую помощь при этом нужно вызывать немедленно.

Хочется сказать тут и о так называемом золотом часе инфаркта: если лечение начать в течение часа с момента возникновения описанного приступа, то инфаркта как такового реально избежать. Однако по статистике нашего, к примеру, отделения, в «золотой час» поступают в больницу лишь 15% инфаркт­ников, остальные – значительно позже. Очень обидно, что, несмотря на все наши выступления на ТВ, проведение школ для пациентов и их родственников, этот показатель не увеличивается.
Диспансеризация не для галочки

– Но если нитроглицерин снял-таки боль, повода для особой тревоги нет?

– Когда человек имеет диагноз «хроническая стенокардия», когда её приступы (те самые загрудинные боли, но продолжающиеся менее 20 минут) привычны для человека, и нитроглицерин, назначенный ему с целью купирования этих болей, помогает, – экстренное лечение не требуется. Но если такой приступ даже при снятии его нитроглицерином возник у человека впервые в жизни, потом обязательно надо обратиться к кардиологу.

– А инфаркт, не сигнализирующий о себе болью, возможен?

– Да, бывают и безболевые формы. В таких случаях рубец на сердце остаётся. У человека действительно был инфаркт миокарда, но недиагностированный. Обнаруживается же он зачастую лишь при патологоанатомическом исследовании: человек умирает, допустим, от следующего инфаркта, и при соответствующем исследовании находят рубец от предыдущего.

– Сам собой напрашивается вопрос о диспансеризации. Ваше отношение к ней.

– Однозначно положительное. Только не надо заниматься профанацией этого важнейшего меро­приятия, проводить его ради галочки. Если должны определять у пациента общий холестерин, его должны определять правильно и правильно интерпретировать. То же самое относится к снятию и интерпретации ЭКГ. И конечно, в случае отклонений от нормы обязательно должно проводиться дополнительное обследование.

Именно благодаря диспансеризации некоторые изменения реально выявить на ранней стадии, а значит, повлиять на те или иные заболевания, замедлив их развитие. Поэтому просто необходимо, чтобы проходили её все.

– Справедливо ли утверждение, что инфаркт атакует в основном мужчин?

– Коронарные артерии у женщин действительно подвергаются атеросклерозу на 10-15 лет позже, чем у мужчин. Поэтому и с инфарктами слабый пол сталкивается, как правило, в более позднем возрасте, чем сильный. Причина – в женских половых гормонах, защищающих сосуды от атеросклероза. Но считать, что до наступления климакса все женщины, имеющие нормальный гормональный фон, застрахованы от инфаркта, нельзя. Вносят свою лепту слишком жирная пища, недостаток физической активности, стрессы, курение, злоупотребление алкоголем, сахарный диабет.

В гармонии с собой

– Предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям передаётся по наследству?

– Да, но можно уменьшить потенциальную возможность инфаркта. Важно, как сам человек относится к себе. Во-первых, очень важна диета с пониженным содержанием холестерина, животных жиров и рафинированных сахаров. Во-вторых, – регулярные физические нагрузки: как минимум 30-40 минут ежедневной ходьбы пешком. В-третьих, – поддер­жание в норме артериального давления, сахара в крови, общего холестерина.

– Какое максимальное рабочее давление считается ещё безопасным в смысле угрозы инфаркта?

– Сегодня нет понятия «рабочее давление». Целевое, которое должно быть у человека независимо от возраста, – 120/80 мм рт. ст. Цифры 130/80 (уровень оптимального артериального давления пересмотрели в 2018 г.) уже свидетельствуют о гипертонии. И хотя её можно и нужно кон­тролировать, очень многие не делают этого. То есть не следят за своим давлением, не принимают назначаемые лекарства. Естественно, риск развития инфаркта миокарда возрастает в несколько раз.

– А если спутником гипертонии оказывается сахарный диабет?

– Эта ситуация ещё более рискованная. Когда же, помимо двух этих заболеваний, человек имеет высокий холестерин плюс ожирение, то говорят уже о так называемом смертельном квартете. Кроме того, независимыми факторми риска раннего развития инфарк­та являются язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки у мужчин и желчнокаменная болезнь у женщин.

– Предположим, инфаркт миновал, врачи спасли пациента, и он уже выписался из больницы. Какие правила нужно соблюдать, чтобы не допустить повторной катастрофы?

– Те же, что и при первичной профилактике. Плюс пожизненный приём медикаментов по назначению врача. Разумеется, следует избегать после инфаркта экстремальных нагрузок (не бегать, например, за автобусом, не поднимать холодильник по лестнице на 9-й этаж и т. д.), но и стоять, подобно хрустальной вазе на комоде, тоже не стоит. И самое главное – надо жить в гармонии с самим собой.
Кстати

Благодаря современному оборудованию в стационарах сегодня можно проводить не только точнейшую диагностику сердечно-сосудистых заболеваний, но и экстренное вмешательство на коронарных артериях. С помощью специального катетера стенки артерии раздвигают, восстанавливая кровоток, а на месте бывшего тромба ставят внутрисосудистый протез (стент), сохраняющий просвет сосуда открытым. После такой операции человек восстанавливается буквально за несколько дней.
Важно!

Сердце скажет вам спасибо, если в норме будут следующие показатели:
■ артериальное давление – 120/80 мм рт. ст.
■ сахар в крови натощак – менее 5,1 ммоль/л
■ общий холестерин – не более 4,5 ммоль/л
■ индекс массы тела ИМТ = m/h² (m – масса тела в килограммах, h – рост в метрах) – от 18,5 до 25




Комментариев нет:

Отправить комментарий