воскресенье, 4 февраля 2018 г.

Лесные школы в СССР: что это было?

Согласитесь, от этого словосочетания «лесная школа» веет какой-то сказкой, волшебством. А между тем подобные учреждения в Советском Союзе стали самой настоящей реальностью. Что же это были за школы? И чем там занимались дети?

Первые лесные школы

Лесные школы – это образовательные учреждения, в которых обучались физически ослабленные или больные дети. В основном учащимися подобных заведений становились ребята, страдавшие малокровием и туберкулезом, а также те, кто находился в группе риска по заболеваемости данными недугами. Кроме того показаниями к обучению в лесной школе могли явиться и скудное питание в семье, различные нарушения в деятельности нервной системы, кожные болезни и даже умственная отсталость. Наверное, именно поэтому спустя какое-то время отправкой в лесную школу учителя стали пугать нерадивых учеников.

Свое название лесные школы получили благодаря своему расположению. Как правило, все они находились за чертой или на окраинах больших городов. К тому же самое первое учреждение такого типа действительно было организовано в сосновом лесу. А произошло это в Германии, еще в 1904 году.

В 1913 году лесная школа открылась и в Советском Союзе. Ее устроили в одном из особняков в Сокольниках, принадлежащем некогда купцу по фамилии Лямин. Кстати, именно эта школа описана в знаменитом произведении Кононова «Елка в Сокольниках». Позже такие же учебные заведения распространились и по всей стране.


Солнце, воздух и вода

Основной целью создания лесных школ являлось укрепление здоровья детей. Для поднятия иммунитета использовались водные процедуры, солнечные ванны, физические упражнения и усиленное питание. Но главным фактором оздоровления школьников считался все-таки именно свежий воздух.

Для принятия солнечных и воздушных ванн на улице устанавливались специальные деревянные настилы. Если не было сильных морозов, на этих же настилах или на веранде ребята спали или просто лежали и в зимний период, предварительно разместившись в специальных одеялах-мешках.

Учебный процесс

Как правило, ослабленных детей отправляли в лесные школы на срок до 3-х месяцев. Однако особенно тяжелых ребятишек там оставляли даже на полгода.

Оздоровление детей в подобных учреждениях происходило без отрыва от учебного процесса. Удивительно, но, согласно статистике, успеваемость одних и тех же учеников в данных школах была намного выше, чем в обычных.

В связи с тем, что основным залогом укрепления здоровья являлся свежий воздух, одним из главных требований к помещениям, где должны были размещаться учреждения подобного типа, являлось достаточное количество окон для постоянного проветривания.

Окна в классах, конечно, при условии подходящих погодных условий, иногда открывали даже зимой. При этом дети занимались прямо в верхней одежде. Но чаще всего, а особенно в теплое время года, школьники слушали учителя прямо на улице или на открытой веранде. Там же и принимали пищу.

Примечательно, что аналоги лесных школ кое-где действуют и сей день. Причем, не только за границей, но и в нашей стране.