Сегодня знаменитый фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» называют первой лирической комедией и символом эпохи «оттепели» и поколения шестидесятников, но в начале съемок режиссер столкнулся со множеством проблем: сценарий не утверждали из-за «отсутствия смысла» и чрезмерного оптимизма, а утвержденные на главные роли актеры отказывались сниматься.
Никита Михалков в фильме *Я шагаю по Москве*, 1963
История фильма началась с того, что к режиссеру Георгию Данелии однажды пришел поэт и сценарист Геннадий Шпаликов и заявил, что у него есть новый сюжет и нужно срочно приступать съемкам. На самом деле на тот момент в его воображении родился всего один эпизод: «Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист». «А что дальше?», – снова спросил я. «А дальше придумаем», – ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом «Я шагаю по Москве».
Геннадий Шпаликов
Вскоре сценарий был дописан, но с его утверждением возникли проблемы: на тот момент Шпаликов работал еще и над фильмом «Застава Ильича», и его обвиняли в том, что он изобразил троих бездельников, которые не знают, как им жить и к чему стремиться. Хрущев назвал этот фильм идеологически вредным. А тут в новом сценарии «безыдейные» герои опять «шагали по Москве» без цели и без дела. Претензий была масса: «Мало действия, нечеткий сюжет, не проработаны характеры, надо уточнить основной замысел». Для того, чтобы прояснить зрителям смысл фильма, потребовали ввести дополнительный эпизод.
Кадр из фильма *Я шагаю по Москве*, 1963
Кадр из фильма *Я шагаю по Москве*, 1963
Фильм показался комиссии бесконфликтным, слишком оптимистичным, показывающим только положительные стороны жизни. Тогда режиссер и сценарист ввели в сценарий нового персонажа – полотера, выдававшего себя за писателя, критически настроенного и всем недовольного. Он читает сценарий Володи и высказывает ему то, что Данелия и Шпаликов выслушали от своих цензоров. А Володя говорит ему в ответ то, что говорили они в ответ на критику. Сначала на эту роль пригласили Рудольфа Рудина, но он не смог принять участия в съемках, и вместо него снимали Владимира Басова – это был его актерский дебют. В результате фильм все-таки утвердили.
Владимир Басов в фильме *Я шагаю по Москве*, 1963
Галина Польских и Никита Михалков в фильме *Я шагаю по Москве*, 1963
В главных ролях зрители могли бы увидеть других актеров: на роль Володи проходил пробы Виталий Соломин, но его не утвердил худсовет. Алексей Локтев прошел пробы и приступил к съемкам, но его отозвали со съемок из-за занятости в гастролях. После того, как режиссер посмотрел на других претендентов, все же решил дожидаться Локтева с гастролей. Продавщицу грампластинок должна была сыграть Наталья Селезнева, с ней уже сняли несколько сцен, но худсовет в результате проголосовал за Галину Польских. А Селезнева через несколько лет прославилась благодаря роли Лиды в «Приключениях Шурика». На роль Саши тоже был утвержден другой актер, но в последний момент все же решили снимать Евгения Стеблова.
Евгений Стеблов в фильме *Я шагаю по Москве*, 1963
Евгений Стеблов и Никита Михалков в фильме *Я шагаю по Москве*, 1963
Только Никиту Михалкова утвердили сразу же – благодаря тому, что Шпаликов был другом Андрона Кончаловского. Но и тут съемки оказались под угрозой срыва из-за того, что Михалков потребовал повысить его ставку. Тогда режиссер пошел на хитрость: несмотря на то, что многие эпизоды с его участием были уже отсняты, Данелия заявил о том, что они будут дальше работать с другим актером. Михалкову пришлось уступить. Проблемы возникали и с Роланом Быковым, который на тот момент завершал монтаж собственного фильма и постоянно опаздывал на съемки. Однажды график пришлось перекраивать из-за Евгения Стеблова – его вместе с другими студентами Щукинского училища отправили работать на овощебазу, и там ему зарядили в лицо картофелиной. Губа так распухла, что вернуться к съемкам актер смог только через 10 дней.
Московские улицы в фильме начала 1960-х гг. и в наше время
Первоначально слова знаменитой песни звучали так: «Я шагаю по Москве, как шагают по доске», но режиссер забраковал этот вариант, и Шпаликов тут же, во время подготовок к съемкам, предложил новый. Его мы и слышим в окончательной версии.
Московские улицы в фильме начала 1960-х гг. и в наше время
Георгий Данелия стал первым режиссером, снявшим фильм в жанре лирической комедии. Он рассказывал: «В Госкино после просмотра нам опять сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это комедия», – сказали мы. Почему-то считается, что комедия может быть ни о чем. «А почему не смешно?» «Потому что это лирическая комедия». Мы написали. Так возник новый жанр – лирическая комедия».
Кадр из фильма *Я шагаю по Москве*, 1963
Кадр из фильма *Я шагаю по Москве*, 1963
Премьера фильма состоялась в январе 1964 г., и с тех пор он считается одним из лучших фильмов Данелии и классикой советского кинематографа. Об этой работе режиссер и спустя годы вспоминает с особенной теплотой: «Мне приятно, когда этот фильм хвалят. Он мне и сегодня нравится. Но понимаю... Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было. Если бы не камера Вадима Юсова – фильма бы не было. Если бы не музыка Андрея Петрова, если бы не обаяние молодых актеров – фильма бы не было. А если бы меня не было?..».
Евгений Стеблов в фильме *Я шагаю по Москве*, 1963
Кадр из фильма *Я шагаю по Москве*, 1963 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий