суббота, 12 ноября 2016 г.

Украина. Путевые заметки


В Украине я не был два с половиной года. Скажу честно, ехал в Киев с определенными опасениями, слишком уж противоречивая сейчас информация оттуда. С другой стороны, было интересно посмотреть на «новый» Киев, своими глазами увидеть, есть ли изменения в стране, как живут люди, о чем говорят, как себя ощущают.

Скажу сразу, впечатления остались не самые радужные. Заметно, что страна меняется, определенное движение есть, но… если сравнивать с погодой, то в Украине сейчас холодная промозглая осень с дождями, ветром, мокрым снегом и затянутым плотными облаками небом. Где-то и кому-то солнце может и светит, но этим похвастаться могут далеко не все.

Можно, конечно, бить кулаками в грудь и доказывать, что все классно и радужно, страна на верном пути и т.д., но нужно честно признать — всё сложно для значительной массы людей. Для очень значительной массы людей. Но об этом дальше в серии сюжетов о жизни людей, а пока — путевые заметки.

Что бросается в глаза, когда приезжаешь сегодня в Киев.

Да, и сразу предупрежу — мне не интересен был Майдан и о политике в своих заметках из этой поездки я писать не буду, как не писал и раньше.


Прямого авиасообщения между Украиной и Россией нет уже два года, поэтому добраться сюда из Москвы можно либо наземным транспортом (поезда продолжают ходить, автомобильные переходы также функционируют), либо самолетом через транзитные аэропорты — Минск, Вильнюс, Ригу, Прагу, Мюнхен и т.д.
По сравнению с трехлетней давностью, в определенной мере изменился режим пропуска иностранных граждан в страну: к прибывающим россиянам пограничники относятся с особым вниманием, к гражданам других государств меньше, но вопросы тоже возникают.

Я прилетел в аэропорт Жуляны, паспортный контроль прошел без особых проблем, никаких вопросов мне не задавали, благо на европейские паспорта пограничники реагируют спокойно. Прямо в аэропорту купил местную сим-карту Vodafone (бывший МТС) за 50 гривен. Стоит она, как и 3 года назад, для ее покупки все так же не нужно никаких документов.
В Украине наконец-то появилась 3G-связь, которой раньше у основных мобильных операторов просто не было. Причин я уже не помню, по-моему что-то там было связано с распределением лицензий и частот, которые лет 5 никак «не могли распределить» не без мощного лобби стационарного монополиста Укртелекома, который владел и лицензией, и частотами.

С купленным телефонным номером через три дня произошел забавный случай. Честно говоря, я был ошарашен. Звонит мне телефон — неизвестный мне киевский городской номер. Снимаю трубку, там звучит женский голос:

— Олег Николаевич, добрый день! Мы звоним по поводу вашей задолженности по кредиту.
— Извините, но вы ошиблись номером.
— Олег Николаевич, давайте вы не будете играть в эти детские игры, это Ваш номер …

Перебиваю:
— Девушка, вы все-таки ошиблись, я не Олег Николаевич и купил сим-карту три дня назад в аэропорту, новую, в стартовом пакете, ее активировали при мне…
— Вынуждена вас огорчить, но вы купили чужую сим-карту человека, который скрывается от выплаты кредитов.

Я попросил не беспокоить меня более и отключил звонок. Вообще, ситуация удивительная. Понятно, что человек просто выбросил симку, но странно, что так быстро оператор «вернул» номер на рынок…

Но поехали дальше.

Первое и наиболее заметное изменение за два с половиной года — это курс гривны. Когда я был здесь в последний раз, он был около 12 гривен за доллар. Сейчас — 26. Рост более, чем в два раза. Курс доллара для Украины всегда имел достаточно большое значение, намного большее, чем для России, поэтому одно это изменение потянуло за собой целый паровоз. В стране сильно упал уровень жизни, ведь это не просто вырос доллар, а обесценилась гривна: зарплаты остались практически на докризисном уровне, большинство товаров и услуг подорожало вслед за долларом, так что большинство населения оказалось в очень непростой ситуации.


Очень выросли цены на бензин, естественно, вслед за долларом. 23 гривны за литр при минимальной зарплате 1450 гривен — это кошмар. И это хорошо, что цены на нефть нынче довольно низкие. Помню, 4 года назад литр бензина стоил под 1,3 доллара, сейчас это было бы аж 34 гривны!

Очень дорогой бензин вынуждает граждан намного реже пользоваться личными автомобилям и многие пересели на общественный транспорт. В Киеве это меньше заметно, а вот в Черкассах, куда я ездил на пару дней, это заметно очень сильно — машин на улицах гораздо меньше, чем несколько лет назад.


В Киеве очень много машин с донецкими и луганскими номерами — очень много людей покинули Донбасс и перебрались кто в Россию, кто в Украину. По разным оценкам, миграция с Донбасса по эту сторону конфликта составила около 1,5 миллиона человек. Многие выбрали Киев, так как здесь и возможностей больше, и работы, и денег.

Спросил у таксиста, как в Киеве относятся к «донецким», он ответил, что как и до конфликта — недолюбливают. Хамоватые, наглые, все так же временами беспределят и на дороге ведут себя иногда неадекватно. Российские номера на машинах мне тоже попадались, но гораздо реже, чем раньше.


Обратил внимание, что таксист пользуется Яндекс.Навигатором. В Киеве, кстати, расположен один из офисов «Яндекс» и в городе довольно много рекламы «Яндекса».




Бросается в глаза большое количество рекламных билбордов в различными патриотичными лозунгами. Три года назад этого не было — оказывают влияние события на Востоке.


Даже на обычной коммерческой рекламе ощущается патриотический уклон. Таксист говорит, что сейчас это тренд, среди людей сейчас модно поддерживать все свое — свои товары, свои компании, покупать не импортное, а украинское, так что такая реклама работает очень эффективно.


Кстати, по поводу ущемления русского языка. Если официальная реклама в Украине обязательно должна быть на украинском языке, то самопальной, вывесок и объявлений полно на русском. Большинство населения в Киеве общается по-русски, водитель такси, начав говорить по-украински, едва услышав, что я отвечаю на русском, тоже переключился на него.


Начался отопительный сезон и в стране, как это было и раньше, начали рваться трубы. Коммунальная сфера все так же пребывает в упадочном состоянии. Хотя тарифы для населения подняли очень сильно под давлением МВФ, отказывавшегося давать очередные кредиты. Население от новых цен на коммуналку просто воет. С почти не изменившимися доходами, это действительно сильно бьет по семейным бюджетам.


А вот такого я раньше не видел НИКОГДА. «Укрытие». В Киеве. Заставляет очень серьезно задуматься.


На улицах, особенно около станций метро или на крупных узлах общественного транспорта процветает стихийная торговля. Торгуют всем подряд — от ширпотреба до овощей, фруктов и даже свежего мяса.


Маршрутки… Всё видите на фото. Таких машин полно — уродливых, тесных, ржавых.


Очень удивила пустота в метро в понедельник днем. Совсем не так, как в Москве


Подвижной состав метро, как и маршрутки, довольно изношенный…


Есть и вагоны поновее.


Привокзальная площадь. Кофе, чай — 35 рублей.


Повсюду довольно много попрошаек.


Продажа билетов и поиск клиентов на маршрутки в разные города.


Отсюда можно уехать и в Донецк, и в Луганск, и в Крым, и в Москву.


Хотите — во Львов, хотите — в Севастополь.


Много рекламы, призывающей к службе в армии по контракту.


Не раз встречал людей, раздающих желто-голубые ленточки.


Очень многие ходят с такой ленточкой на сумке, рукаве, лацкане…


В районе вокзала очень много людей в камуфляже или военной форме, с вещмешками или рюкзаками — дает о себе знать конфликт на Донбассе.


Очень бросается в глаза традиционный киевский треш — парковка везде, где только можно: на газонах, тротуарах, иногда перегораживая все возможные проходы для людей. Все, как и раньше…





Вот такая попадается реклама) Снято в Черкассах.


Андреевский спуск всё тот же, всё с теми же сувенирными развалами за нереальные деньги. Вот только туристов поменьше, чем в былые годы. Хотя, погода не очень, может это сказывается…


На Майдан я не пошел, решил посвятить оставшееся время тому, с чем в Украине всегда было хорошо — национальной кухне. Но об этом уже отдельно.