воскресенье, 16 октября 2016 г.

От миллионера до заключенного: почему самый известный меценат конца XIX в. Савва Мамонтов попал в тюрьму и разорился


Савва Мамонтов, со дня рождения которого 15 октября исполняется 175 лет, был одним из самых выдающихся деятелей конца XIX в. Он построил одну из первых железных дорог в России и быстро разбогател. В историю Мамонтов вошел не только как крупный промышленник, но и как покровитель искусств: его усадьба в Абрамцево была центром культурной жизни того времени, там гостили художники В. Васнецов, М. Врубель, И. Репин, И. Левитан, В. Серов, В. Суриков, композиторы С. Рахманинов и Н. Римский-Корсаков. В постановках его домашнего театра играл К. Станиславский, а в его частной опере пел Ф. Шаляпин. Но на склоне лет Мамонтов попал в тюрьму, разорился и лишился почти всех друзей и близких.


И. Репин. Портрет С. И. Мамонтова, 1878. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru


Савва Мамонтов занимался предпринимательской деятельностью с 20 лет. Его деловая хватка позволила довольно быстро заработать крупное состояние на железнодорожном строительстве. По его инициативе были построены дорога Ярославль-Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога. Однако его интересы этим не ограничивались. Несколько лет он провел в Италии, где занимался пением и изучал живопись. 



Усадьба, церковь и мастерские в Абрамцево | Фото: artchive.ru


В 1870 г. он приобрел имение в Абрамцево, которое стало центром культурной жизни. Здесь собирались крупнейшие художники и музыканты, в творческой судьбе которых меценат принимал активное участие. В Абрамцево Врубель создал своего знаменитого «Демона», Васнецов писал «Богатырей» и «Аленушку», а Серов – портрет дочери Мамонтова, Веры, известный под названием «Девочка с персиками». 



И. Репин, В. Суриков, С. Мамонтов, К. Коровин, В. Серов, М. Антокольский, 1880-е гг. | Фото: profilib.com




В столовой усадебного дома. Слева направо: Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы, конец 1880-х гг. | Фото: artchive.ru


В 1878 г. здесь образовалось творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства как «Абрамцевский художественный кружок». Члены кружка открыли две мастерские – керамическую и столярно-резчицкую, положившую начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву. Керамическую мастерскую основал М. Врубель, а резчицкой мастерской руководила Елена Поленова, создававшая волшебные иллюстрации к русским сказкам, она же организовала обучение в мастерской резчиков из окрестных сел. 



Баня-теремок в Абрамцево | Фото: artchive.ru




В. Серов. Портрет С. И. Мамонтова, 1891. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru


По вечерам в усадьбе устраивали чтения, а затем – любительские постановки в домашнем театре. В 1885 г. на свои деньги Савва Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу, просуществовавшую до 1904 г. Тут ставили оперы Н. Римского-Корсакова, пели Ф. Шаляпин и И. Торнаги, дирижировал С. Рахманинов, а над декорациями работали М. Врубель, В. Поленов, В. Васнецов и К. Коровин.



Слева – Ф. Шаляпин и И. Торнаги. Справа – Ф. Шаляпин (в центре) на даче Саввы Мамонтова | Фото: litmir.co и hrono.ru




В. Поленов и С. Мамонтов, 1890-е гг. | Фото: artchive.ru




И. Репин. Портрет С. И. Мамонтова, 1879. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru


Успешная предпринимательская деятельность Мамонтова не могла не раздражать завистников и недоброжелателей. В 1899 г. на него завели уголовное дело о растрате средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Деньги из одного предприятия Мамонтова переводились на счета другого его предприятия – гибнущего Невского механического завода. Предприятия юридически не были между собой связаны, и подобные финансовые операции были запрещены законом. Некоторые считали, что промышленник пострадал в результате интриг в высших эшелонах власти, где шла борьба за влияние между министром юстиции Н. Муравьевым и министром финансов С. Витте, оказывавшим поддержку Мамонтову. Другие утверждали, что промышленнику не могли простить его популярности и активности в культурной сфере. Позже все обвинения с него сняли, Мамонтов был оправдан судом присяжных, однако 5 месяцев ему пришлось провести в одиночной камере Таганской тюрьмы. Все его имущество было конфисковано и распродано. К моменту своего освобождения он был полностью разорен.



Слева – Савва Мамонтов, 1880-е гг. Справа – М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова, 1887 | Фото: abramtsevo.net и artchive.ru


Последние годы Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме у Бутырской заставы. Большинство знакомых от него отвернулось, однако по-прежнему верными оставались друзья из мира искусства, которым он когда-то помогал. Его навещали В. Серов, В. Васнецов, К. Коровин, В. Поленов, В. Суриков, С. Дягилев, Ф. Шаляпин и другие. Жена, несмотря на все невзгоды, была ему предана до конца своих дней: хлопотала о его освобождении из тюрьмы и поддерживала после его возвращения. Трое из пятерых детей Мамонтова умерли. После длительной болезни в 1918 г. скончался и Савва Мамонтов.



В. Поленов. Осень в Абрамцеве, 1890 | Фото: artchive.ru




И. Репин. Летний пейзаж (В. А. Репина на мостике в Абрамцеве) | Фото: artchive.ru


В 1918 г. усадьба в Абрамцево была национализирована. На ее территории создали музей, которым руководила младшая дочь промышленника Александра Мамонтова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный поселок художников, где жили и работали В. Мухина, П. Кончаловский и др.



Известный промышленник и меценат Савва Мамонтов