четверг, 15 марта 2018 г.

Главное, чтобы костюмчик сидел: Как появились культовые наряды знаменитых героинь советского кино


Эти наряды стали культовыми благодаря знаменитым советским фильмам
В фильмах, которые сегодня называют классикой советского кинематографа, часто не только герои, но даже их наряды становились легендарными: они считались эталоном стиля и образцом для подражания. Моду диктовали не дизайнеры и манекенщицы на показах, а культовые персонажи из фильмов «Карнавальная ночь», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы», «Служебный романа» и др. Над созданием этих нарядов пришлось потрудиться модельерам и художникам по костюмам, оставшимся за кадром.





Кадр из фильма *Карнавальная ночь*, 1956 

Людмила Гурченко была иконой стиля и в жизни, и на экране. Каждое ее появление было эффектным и запоминающимся. Уже в своей дебютной картине «Карнавальная ночь» она заставила ахнуть всех модниц 1950-х гг. – они приходили в кинотеатры с блокнотами, чтобы зарисовать платья Леночки Крыловой. Юная Гурченко была настолько сногсшибательна в черном платье, что появились слухи: наряды ей создал Кристиан Диор. На самом деле, все они шились в Москве, хотя стиль «new look» был и вправду диоровским: пышная юбка и узкая талия на Западе стали модными трендами еще в 1940-х гг. Художником-постановщиком картины был Константин Ефимов, который до этого работал над фильмами «Волга-Волга» и «Весна», вместе с ним над созданием образа Леночки Крыловой трудилась целая команда художников по костюмам.



Людмила Гурченко в фильме *Карнавальная ночь*, 1956 

После этого фильма родился миф о том, что талия Гурченко была 47 см, однако такую иллюзию создавали пояс и очень пышная юбка. Портниха актрисы утверждает, что на самом деле это были 58 см, хотя и такие параметры впечатляют! К сожалению, знаменитое платье не сохранилось, зато многие другие наряды Гурченко попали в коллекцию историка моды Александра Васильева.



Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973



Начинающий модельер Вячеслав Зайцев и платье киногероини его дизайна



Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973 

Одной из самых стильных героинь советского кино стала Зиночка из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Эту роль исполнила актриса Наталья Селезнева, которая выглядела настолько эффектно, что на ее наряды обращали не меньше внимания, чем на нее саму. А случилось это благодаря тому, что платья для ее героини создал начинающий на тот момент модельер Вячеслав Зайцев. Самым смелым нарядом было красное платье-рубашка, надетое поверх топа. В итоге имидж Зиночки произвел фурор: модницы шили себе платья с геометрическими принтами и белые брючные костюмы, а босоножки-римлянки и зонтик-трость закрепились в моде до середины 1980-х гг.



Наталья Селезнева в фильме *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973 



Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973



Алиса Фрейндлих в фильме *Служебный роман*, 1977 

Во второй части фильма «Служебный роман» даже «мымра» должна была выглядеть стильно. Нелепые наряды для Людмилы Прокофьевны придумывали всем коллективом во главе с Алисой Фрейндлих, а вот преобразиться ей помог Вячеслав Зайцев. Говорят, именно он создал платье для ее финального выхода. Актриса признавалась: «После «Служебного романа» я действительно получила массу писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Клетчатый наряд с крупными пуговицами стал модным трендом 1970-х гг.



Кадр из фильма *Служебный роман*, 1977 



Алиса Фрейндлих в фильме *Служебный роман*, 1977

Немало споров по сей день вызывает «праздничное» платье Нади Шевелевой в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Современным модницам оно не кажется ни нарядным, ни стильным, но в конце 1970-х гг. Надя для простой учительницы выглядела ультрамодно и даже по-европейски: Ив Сен-Лоран сделал стиль сафари модным трендом на Западе. После выхода фильма женщины искали выкройки, чтобы сшить платье, «как у Нади», из крепа или тонкой шерсти, носили цепочки «стебель бамбука» и делали такие же прически с подвитыми наружу концами. Сама Барбара Брыльска не считала этот наряд оригинальным и не хотела в нем появляться на экранах. Тем более, что до нее в этом платье уже снялась другая актриса в фильме «Опасный поворот», правда, тогда оно не вызвало такого резонанса. Автором наряда была художник по костюмам Ольга Кручинина. Для Нади Шевелевой она укоротила платье, из отреза подола сделала пояс и поменяла пуговицы. 



Кадр из фильма *Ирония судьбы, или С легким паром!*, 1975



Барбара Брыльска в фильме *Ирония судьбы, или С легким паром!*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru




То самое платье в фильме *Опасный поворот*, 1972

А вот объемная шапка-кубанка из рыжей лисы стала модным трендом на долгие годы, так же, как и шапка-стог из чернобурки, которая была на героине Валентины Талызиной. Подобные фасоны можно встретить даже в наши дни.



Кадр из фильма *Служебный роман*, 1977 



Кадры из фильма *Ирония судьбы, или С легким паром!*, 1975

Над костюмами для фильма «Москва слезам не верит» трудилась Жанна Мелконян. Много сложностей возникало, когда требовалось достать тот или иной материал, отсутствующий на прилавках. Так, капроновую кофточку для героини Алентовой шили из материала, предназначенного для школьных воротничков: «Большого труда стоило отвоевывать этот кусок капрона – нельзя было просто так приехать и забрать, потому что у них все по метражу было расписано».



Кадр из фильма *Москва слезам не верит*, 1979



Кадр из фильма *Москва слезам не верит*, 1979

Жанна Мелконян рассказывала: «На студии нас, художников по костюмам, негласно называли «дети подземелья»… Художники бегали «по подземелью» – пошивочные, бутафорские, шорные, красильные цеха… Не проконтролируешь заказ – значит, пока подождет… Это был неподъемный труд. В стране царил тотальный дефицит, а художники по костюмам творили чудеса, ведь использовать можно было только советские материалы… При работе над эскизами нашли правильное решение – сохранить графические рисунки тканей из пятидесятых, но полностью поменять силуэт. На этом основывалась вся работа над костюмами в первой части картины. Ткани тех лет нашлись на складе в Подмосковье… Платье Людмилы сшито из галстучной ткани, что в принципе не практиковалось. В огромном зале Ленинской библиотеки она модно-аляповатая, слегка провинциальная, слишком нарядная – ее образ был безупречен и странноват. Мы стремились к этому: Людмила очень смешная и трогательная в этой сцене… А на пошив серого твидового костюма-тройки для Катерины ушло десять-двенадцать пар мужских брюк».



Кадр из фильма *Москва слезам не верит*, 1979 


Ирина Муравьева в фильме *Москва слезам не верит*, 1979


Комментариев нет:

Отправить комментарий