Пожалуй, все слышали о Кунсткамере - музее, в который по указанию Петра I со всей России свозились странные «штуки». Его стены хранят многочисленные культурные реликвии, а также знаменитые тела «уродов» - людей и животных с физическими отклонениями. Но иногда в Кунсткамеру попадали и обычные люди. Одним из них был Виллим Монс – придворный красавец, с которым, по слухам, изменила жена Петра Великого.
Виллим Иванович Монс – камергер и любовник императрицы Екатерины.
Московский дом Анны Монс – сестры Виллима Монса. А.Н. Бенуа, 1909 год.
Виллим Монс был еще ребенком, когда его родители переехали из Вестфалии в Россию. Сестры Матрена и Анна стали видными дамами при императорском дворе и, как говорят, любовницами Петра I.
Виллим вырос сильным красивым мужчиной, на которого засматривались первейшие красавицы столичного Санкт-Петербурга. Он принял участие в нескольких военных походах и сблизился с Петром, став его адъютантом.
Екатерина I – российская императрица и супруга Петра Великого. Жан-Марк Натье, 1717 год.
Благодаря влиянию сестер, Виллим получил почетную должность при императрице Екатерине Алексеевне. Он стал ее камер-лакеем, а затем камергером. Виллим Монс управлял финансами императрицы, вел ее переписку. За десятилетие нахождения при императорской семье Виллим Монс собрал состояние, получил имения, построил несколько домов в Санкт-Петербурге и Москве.
Портрет Петра Великого. Поль Деларош, 1838 год.
Хорошая жизнь для Виллима Монса завершилась внезапно в ноябре 1724 года. Его арестовали якобы за финансовые растраты, хищения из казны и взяточничество. На самом же деле, как говорили в высшем свете, царь застал свою супругу, императрицу Екатерину, наедине с Монсом в недвусмысленной ситуации.
Петр I на казни своей любовницы Марии Гамильтон.
Несмотря на заступничество Екатерины, 30-летнего Монса заковали в цепи и судили. Он был обезглавлен перед толпой в центре Санкт-Петербурга.
Кунсткамера на гравюре 1741 года.
Заспиртованные экспонаты в Кунсткамере.
Измена Екатерины сильно ухудшила отношение к ней Петра. Император, сам известный многочисленными похождениями «налево», приказал отсечь голову Монса и заспиртовать ее в банке. Несколько дней сосуд простоял в покоях императрицы, а затем его отнесли в Кунсткамеру.
Петр и Екатерина больше не ели за одним столом и даже спали в разных комнатах. Но прошло всего три месяца и умирающий Петр простил супругу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий