суббота, 27 мая 2017 г.

Жизненный путь в один век: непростая судьба «Девушки с ядром» с картины Самохвалова


Героиня полотна «Девушка с ядром» и художник Самохвалов. 
Третьяковская галерея - музей, в залах и запасниках которого хранится одна из самых больших в мире коллекций русского изобразительного искусства: десятки тысяч полотен художников, творивших в разные времена. В этом обзоре речь пойдёт об одном из них - картине «Девушка с ядром» (1933) кисти известного русского советского художника, живописца и графика - А.Н. Самохвалова. Он создал множество образов людей, увлеченных стихией совершенно новой жизни в молодой стране Советов. Героями его полотен всегда становились реальные люди. И «девушка с ядром» тоже, и она до сих пор жива.


Немногие знают, что героиня картины А.Н.Самохвалова «Девушка с ядром» - реальный персонаж. Причём, она не только до сих пор жива, но и недавно отметила свое 100-летие. И не смотря на свой преклонный возраст, до сих пор вспоминает о своей жизни и о встрече с художником Самохваловым.

«Жизненный путь длиною в целый век - это как марафон на очень длинную дистанцию - дойти до финишной прямой мало кому удается.

Далекая Германия. Берлин. Особенный день. Дети, внуки, правнуки собрались - ждут виновницу торжества. Да, нечасто бывает в жизни человека такая дата. Целый век по этой земле прошла - невольно задумалась о том, как жила, что сделала, какое наследие оставила.

Подошла к зеркалу: пристально всмотрелась в облик, потрепанной жизнью маленькой женщины. Грустинка пробежала по морщинистому лицу. Из зеркала смотрела старушка с бледным морщинистым лицом, со взглядом полным мудрости и тепла, с волосиками на голове тоненькими и белыми - как пух, словно одуванчик, с тонкой шеей, согнутыми плечами под грузом прожитых лет. Да и натруженные руки, о многом могли бы рассказать…



Героине полотна «Девушка я ядром» (1933г.) - 100 лет. ¦ Фото: facebook.com



Вдруг волной нахлынули воспоминания, унося в те далекие годы безмятежной молодости, когда верилось в светлое будущее, строились грандиозные планы. Как будто совсем недавно вышла замуж за любимого парня, родила малышку. Казалось счастье будет вечным, но война-злодейка вмиг разрушила все надежды на счастливую жизнь.

Перед глазами вдруг всплыли картины тех буреломных событий, искалечивших судьбу:и эвакуация с Ленинграда на Урал вместе дочуркой и мужем, которого вскорости забрали в трудармию, и коза-кормилица Зинка, которая не дала умереть с голоду, и как работая на рудниках Миасса, а затем в геологической конторе в Кыштыме, падала в голодные обмороки от недоедания и хронической усталости.



Ленинград после 872-х дней блокады. Архивные кадры. ¦ Фото: 9may.ru



И как после войны с дочкой на руках, вернувшись в разрушенный Ленинград, получила предписание: за 24 часа убраться с города. Ведь немка - враг народа! 

Пришлось снова вернуться на Урал, а вскорости вместе с мужем выехать на спецпоселение в далекую Среднюю Азию. Родить и вырастить там еще двоих детей. И как прожив полвека, в городе на Сыр-Дарье, до 72-х лет пришлось работать в планово-экономическом отделе крупного предприятия на ответственной работе.
И когда дети решили выехать в далекую Германию - было уже под 80, но не задумываясь поехала с ними. 

А еще в жизни был незабываемый май 1933 года и дачный поселок – Мариенбург, что под Гатчиной, где родители снимали дачу у довольно известных художников - отца и сына Ференцев. Вокруг царила весна, пробуждая чувства и азарт молодости. На летних площадках по вечерам играли духовые оркестры, зазывая молодежь.

За плечами почти 17 лет и, казалось, вся жизнь впереди, наполненная романтикой, патриотизмом и неуемным оптимизмом.



«Девушка с ядром» (1933г.) кисти советского художника Самохвалова А.Н. ¦ Фото: maslovka.org



И была судьбоносная встреча у озера. Мужчина средних лет, гостивший у хозяев дачи, как позже оказалось также художник, неожиданно предложил позировать для его картины. В те годы было повальное увлечение спортом, будучи очень хорошей спортсменкой, увлекалась легкой атлетикой, лыжами, прыжками в воду с трамплина, имела красивое спортивное тело. Это, наверное, привлекло и вдохновило тогда живописца.
А позже узнала, что незнакомец был известным в то время художником А.Н. Самохваловым, всегда писавшим свои картины только с натуры - реальных людей, а не собирательные образы. 

Впоследствии Самохвалов вспоминал о работе над картиной: «Этот целеустремленный взгляд сверкающих глаз, этот новый ритм движений, эти черты нового в повседневной жизни молодежи – я с жарким увлечением всматривался в них». Вот так и появилась "Девушка с ядром", хранящаяся до сих пор в Третьяковке. 



«После кросса» живописное полотно Самохвалова А.Н. ¦ Фото: babanata.ru





Ряд портретов, ставших характерными произведениями социалистического реализма А.Н.Самохвалова. ¦ Фото: babanata.ru / www.maslovka.org



Это была самая яркая страница жизни ровесницы молодой страны Советов, жившей в эпоху грандиозных событий. А ведь сколько лет с тех пор утекло…

Да, все же странная штука – память. Чем становишься старше, тем жизненный опыт становится вдруг актуальнее, события давно минувших дней всплывают из небытия: то, что было вчера, и то, что было 50 лет назад, оказывается вдруг на одной линейной плоскости.

Вот так еще иду по земле при живом уме и ясной голове, читая книги и газеты, интересуясь, политикой, помня наизусть номера телефонов своих родных, и веду переписку с последним, из оставшихся в живых, одноклассником из Питера.И спасибо Господу, за такую ценную награду - как память...»

Отогнала воспоминания, встряхнув головой, смахнула слезинку, тихо сбегающую по щеке и тихонько пошла, ведь ждут… 

Жизнь продолжается.