Любой человек бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то.
Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот.
Диапроекторы и диафильмы — неотъемлемая часть культурного досуга советских граждан в СССР
Тихое гудение проектора-фильмоскопа, шуршание пленки, запах горячего целлулоида и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…
Это было целое событие! Всегда был «главнокомандующий», который читал текст на кадрах. А остальные не просто смотрели, а комментировали, переживали, смеялись, в общем-то – общались…
Диафильмы были известны и популярны в СССР, социалистической Европе и почему-то в США. А вот в западной Европе они как-то были не в ходу. В СССР диафильмы появились в 30-х годах, а наибольшую популярность отечественные «видеокомиксы» приобрели после 50-х. Кстати, любопытный факт — несмотря на то, что диафильмы делаются на той же пленке, что и кинофильмы, в СССР цвет в диафильмах появился раньше, чем в кинематографе!
Принцип работы диапроектора довольно прост. При помощи оптико-механической системы на специальный белый экран, либо на обычную простыню или просто светлую стену демонстрировались с увеличением диафильмы с размером кадра 18×24 мм.
Отбор художников на студию «Диафильм» был чрезвычайно жестким — диафильмы рисовали, без сомнения, лучшие из лучших. Да, у большинства из нас диафильмы ассоциируются исключительно с незамысловатым детским развлечением — на эту тему, как правило, все и ностальгируют. А на самом деле студия «Диафильм» выпускала пленки в десяти разных категориях, и лишь одна из них, восьмая по счету, была детской! Диафильмы делились на политико-агитационные, образовательные, военно-просветительские, по мотивам художественного и документального кино, для музеев и т.д. Разумеется, на первом месте стоял пропагандистский момент, и для этого-то и требовались лучшие кисти Союза. В общем, все было очень серьезно и не по-детски.
Диафильмов производилось в год очень много, как главной московской студией, так и филиалами в союзных республиках. Каждый год студия выпускала толстый каталог, который рассылался по магазинам. В нем были переиздаваемые год за годом успешные и востребованные диафильмы, а также новые.
Советские диапроекторы дарили гражданам ни с чем несравнимое ощущение сопричастности к волшебству: затемненное помещение, сноп света и возникающие на импровизированном экране яркие картинки, словно ожившие сны, или фантазии.
Телевизор — аттракцион счастья в СССР
Начиная с 50-х годов в СССР выпускалось множество моделей телевизоров, но все они были черно-белыми.
7 ноября 1967 года в СССР отметили двойной праздник. С Красной площади состоялась первая телевизионная трансляция в цветном формате. Ворвавшись в Советский Союз, цветное телевидение, захватило умы и сознание людей. Путем нажатия «специальной кнопки», черно-белое изображение экрана телевизора, превращалось в цветное.
Конечно, цвета были не яркими и не натуральными, но, главное, уже не надоевшими серыми. Как только кто-то покупал цветной телевизор, его дом в ближайшие минуты моментально заполнялся соседями, друзьями и родственниками, пришедшими полюбоваться на «диковинку». Данный прибор занимал почетное место в каждой квартире, его ставили в «красный угол». И накрывали красивой салфеткой, чтоб уберечь его от пыли.
Советские конструкторы активно работали над переходом на цветное телевидение, и в конце 60-х в продажу поступили первые отечественные цветные телевизоры «Рекорд-101», «Радуга-403» и «Рубин-401». Чуть позже начали выпускать большие партии телевизоров 700-й серии. Первые модели имели экран с диагональю 59 см, чуть позже размер экрана увеличился до 61 см.
Именно эти цветные телевизоры, наряду с продолжавшими выпускаться черно-белыми моделями, и составили основной парк телевизионной техники 70-х годов.
Особенного внимания заслуживает телевизор серии «Берёзка», создателем которого стало ведомство по выпуску ядерных ракетоносителей. Аппарат «Березка» обладал сверхнадёжными характеристиками и, соответственно, крупными габаритами. Не зря говорят, что советские инженеры умели делать вещи, способные служить веками.
Однако любая конструкция или сложное устройство имеет свойство ломаться, и телевизоры — не исключение. В эпоху ламповых черно-белых телевизоров в почете были телемастера, которые приходили на дом к заказчикам и, снимая заднюю панель телевизора, рассказывали, какую из десятка лампочек требуется заменить. А вот когда во времена транзисторных телевизоров по экрану начинали бегать полосы, приходилось уже нести сломанный телеприёмник в ателье.
Посмотреть…Бывало, когда отламывалась ручка переключения каналов, пассатижи всегда лежали рядом с телевизором. А пультом от телевизора был самый младший в семье.
В наши дни качество вещания значительно улучшилось, но народ сейчас не испытывает столько счастья от покупки цифрового телевизора, сколько излучали люди во времена СССР после приобретения «ящика».
Телевизионные передачи в СССР
ТВ-программа скрупулезно изучалась всеми членами семьи, и кто-то один обычно обводил время показа любимой телепередачи. И так, что мы смотрели?
Голубой огонек
Елка, Дед Мороз, шампанское, cалат «Оливье», мандарины, подарки – какие еще у нас символы Новогоднего праздника? И конечно – неизменный «Голубой огонек» по телевизору. Сегодняшний «Голубой огонек» на канале РТР так не похож на степенные разговоры, сдержанные шутки и неторопливые ритмы этой телепередачи прошлых десятилетий.
Первые «Голубые огоньки» шли в прямом эфире. Не от смелости руководства — записи просто не существовало. Для нынешних поющих под фонограмму, часто доморощенных артистов такое испытание могло бы стать самым знаменательным в жизни. Проверка на профессионализм! Тем более, что конкурсный отбор для участия в передаче определялся не рейтингами и «экономическими параметрами», а уровнем исполнительского мастерства, идеологической составляющей и степенью лояльности к режиму. Зато, пользуясь случаем, когда за праздничным столом все так или иначе бросали взгляд на экран телевизора, власть стала лично обращаться к народу в новогоднюю ночь.
Кабачок «13 стульев»
Сначала передачу назвали развлекательной программой «Добрый вечер». А начиная с восьмого выпуска, она уже получила другое, сразу полюбившееся зрителям название «Кабачок 13 стульев».
Дело как будто бы происходит в Польше. Посему все были с польскими именами. Именовались не иначе, как с обязательной приставкой «пан» или «пани». Под перестук бамбуковых занавесок много лет являлись в гости к зрителям завсегдатаи кабачка. Прямо с телевизора записывали западные шлягеры счастливые обладатели магнитофонов, для этого пан Ведущий (Михаил Державин) переводил тексты не во время исполнения, а заранее, объявляя номер. Шутки героев уже на следующее утро становились крылатыми.
Кстати, поляки совсем даже не обижались. Более того, они присвоили артистам звание «заслуженных деятелей культуры Польши». Но так случилось, что именно события в Польше в начале 80-х стали причиной закрытия программы.
Вокруг смеха
Это была одна из немногих существовавших тогда развлекательных телевизионных программ (1978 — 1991 гг). Как отметил в одной из передач ведущий Александр Иванов, когда передают «Вокруг смеха», улицы пустеют. В передачах участвовали известные актеры, писатели, сатирики, такие как Михаил Жванецкий, Аркадий Арканов, Роман Карцев, Виктор Ильченко, Михаил Задорнов, Григорий Горин, Рина Зеленая, Леонид Утесов и много других знаменитостей.
Клуб путешественников
Предшественницей программы «Клуб кинопутешественников» была передача «Путешествия по СССР», ведущим которой был Владимир Шнейдеров. Потом, в течение 30 лет, программу вел знаменитый путешественник Юрий Сенкевич. Передача занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» в связи с тем, что является старейшей программой российского телевидения. Гостями передачи были такие знаменитые исследователи, как Тур Хейердал, Фёдор Конюхов, Жак Ив Кусто, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майоль, Яцек Палкевич, Владимир Чуков и т.д.
Передача пользовалась огромной популярностью у зрителей. Она была своего рода окном в новый мир для советских граждан, живущих за железным занавесом и не имеющих возможности выехать за пределы своей страны. Каждый выпуск состоял из трёх частей: первая страница была неизменно посвящена городам и республикам СССР, вторая – странам соцлагеря, в третьей же части разрешалось рассказывать про капиталистические страны с обязательной оговоркой, как плохо живётся жителям этих стран.
Фитиль
Первый выпуск телевизионного сатирического журнала вышел на экран в 1962 году. Цель создания киножурнала — борьба с негативными явлениями в жизни страны — взяточничеством, разгильдяйством, бюрократией и расхищением государственного имущества и т. п. В советские времена киножурнал редко показывали по ТВ, в основном демонстрировали перед каждым сеансом в кинотеатре вместо рекламы. В разные годы в журнале снимались такие знаменитые актеры театра и кино, как Раневская, Яншин, Евстигнеев, Леонов, Ильинский, Ефремов, Миронов и многие другие. Самым же главным человеком в деле создания «Фитиля» с первого дня был Сергей Михалков. Всего за 45 лет существования киножурнала появились более 600 выпусков.
Международная панорама
Еженедельно, по воскресениям, в семь часов вечера раздавались позывные, и голос за кадром говорил — «Международная панорама»! События, факты и комментарии!» Программа имела высокий рейтинг. Эти позывные собирали у экрана миллионы советских граждан. Каждый, садящийся у телевизора, имел свои цели. Кто-то ждал финального репортажа о культуре, где вполне могли показать сюжеты из жизни рок и поп звезд и можно было воочию увидеть кумиров, чьи записи полуподпольно переписывались с магнитофона на магнитофон. Кто-то приобщался к красивой жизни, глядя на кадры с шикарными автомобилями, интерьерами, невиданной архитектурой и миганием рекламным стендов и «растяжек». Кто-то действительно интересовался международными событиями, особенно, когда на экране появлялся Александр Бовин. Бовин выглядел крайне нестандартно — лохматый, усатый, без галстука, он небрежно разваливался перед камерой и беседовал со зрителями так, словно находился рядом с ними на кухне.
Кинопанорама
«Кинопанорама» существовала 33 года, с 1962 по 1995. 21 октября 1962 года в эфир вышел первый выпуск «Кинопанорамы». Автором и бессменным режиссёром телепередачи была Ксения Маринина. До начала 1970-х передача выходила в прямом эфире. Программа рассказывала о новинках отечественного и зарубежного кино. Имела рекламно-обзорный формат. Ведущий рассказывал о новинках кинопроката, об авторах, режиссерах, актерах фильма, особенностях съемки и интересных моментах картины, готовящейся выйти на экраны кинотеатров. Показывались наиболее запоминающиеся моменты фильма. Современным языком — это промоушн фильма.
Очевидное – невероятное
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
Эти пушкинские строки были выбраны в качестве эпиграфа к научно-популярной телепередаче «Очевидное — невероятное», впервые вышедшей в телеэфир 24 февраля 1973 года. Передача регулярно выходила до 1994 года, но из-за отсутствия финансирования была закрыта.
Мультфильмы
Мультфильмы и сказки были настолько редки, что родители звали нас домой с гуляний. А мы всегда спрашивали: «Какой мультик: рисованный или нет?». Потому что «кукольные» мы не любили, разве что «38 попугаев». После окончания передачи выбегали обратно на улицу.
Если сильно повезет, то посмотреть мультфильм доводилось вместе с другом у него дома, и его добрая мама угостит чем-то особенно вкусным: компотом из банки, пирожками, да мало ли что готовили наши мамочки.
В гостях у сказки
Первый выпуск передачи вышел в 1976 году. «В гостях у сказки» выходила в телеэфир в течение учебного года и в летние месяцы «уходила на каникулы». Ведущая программы Валентина Михайловна Леонтьева (тетя Валя) непременно открывала передачу обращением «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!».
В передаче показывали детские фильмы-сказки, после чего дети присылали по мотивам сказок рисунки и поделки. Еженедельно тетя Валя разбирала это детское творчество. Прильнув дома к экрану телевизоров, отправившие свои творения дети с замиранием сердца ждали, покажет ли тетя Валя их рисунки на весь Союз.
Спокойной ночи, малыши!
Передача «Спокойной ночи, малыши! » – уникальное явление на телевидении. Программа существует с сентября 1964 года. И сразу у программы появился свой голос, своя уникальная песенка «Спят усталые игрушки», убаюкивающая малышей. Музыку к колыбельной написал композитор Аркадий Островский, стихи – поэтесса Зоя Петрова, а исполняли колыбельную Олег Анофриев, чуть позже – Валентина Толкунова. Герои передачи — Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша и Мишка — это пять дружных зверюшек. В своей квартире, полной чудес и неожиданных сказочных вещей, герои встречают своих взрослых друзей, узнают много нового об окружающем их мире и, конечно же, делятся своими открытиями с детьми.
АБВГДейка
АБВГДейка, АБВГДейка — Это учёба и игра,
АБВГДейка, АБВГДейка, Азбуку детям знать пора.
Вот вам стол, а вот скамейка, взяли в руки карандаш.
Наша АБВГДейка на экран приходит ваш.
Вас участники программы будут грамоте учить,
Если не забыли мамы телевизоры включить.
Телевидение СССР всегда было рядом с нами, оно разделяло наши радости и горе. Практически все актеры и дикторы, появляющиеся на экране, были нам хорошо знакомы и, что важно, любимы. Им писали письма. Они, можно сказать, садились с нами за стол по воскресным и праздничным дням. Не только подростки, но и представители старшего поколения, собирали фотографии любимых актеров: молодые и красивые – они были предметом для подражания. При просмотре советских передач не было недовольства и раздражения по поводу бесконечной рекламы, а атмосфера и настроение, которые царили при этом, стоили многого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий