понедельник, 7 ноября 2016 г.

Что в квитанции? Тарифы на коммуналку станут прозрачнее


Уже первые платёжки следующего года изменятся: в них не будет строки об общедомовых нуждах. Сами эти расходы будут перенесены в категорию жилищных услуг, а их размер ограничен нормативом. 

Расчет в пользу потребителя

Свет и тепло в подъезде, расходы на работу лифта и другие общедомовые нужды переместятся в строку «Содержание и ремонт жилого помещения», ведь они идут на содержание общего имущества дома. Строка «ОДН», которая в ряде случаев превышала размер потребленных ресурсов собственником в своей квартире, будет ограничена нормативом. А значит, за бесконтрольное потребление сверх нормативов, в том числе за соседей, которые не установили в своих квартирах счетчики, и утечки на сетях не придется отвечать самим гражданам. Теперь этот вопрос войдет в зону ответственности управляющих организаций. В регионах, где норматив уже актуализирован и выставление счетов ведется в новом формате, можно говорить о реальных результатах. Так, в Ижевске в ряде домов стоимость ОДН сократилась в 10 раз! 



Изменения должны стимулировать управляющие организации разобраться и контролировать потребление ресурсов на нужды дома, при необходимости провести энергоэффективные меры. Зачастую даже доводчики на двери в подъезд позволяют существенно сократить расходы на тепло. По словам Министра ЖКХ Ставропольского края Романа Марченко, дома, где установлены датчики движения, энегосберегающие лампы, заменена проводка будут тратить на общедомовое электричество даже меньше, чем предполагает установленный норматив. Сэкономленные деньги могут пойти на проведение текущего ремонта дома.

«Прозрачность расчётов за ЖКУ — одна из важнейших задач Минстроя России, — говорит Андрей Чибис, замглавы ведомства, Главный государственный жилищный инспектор. — Изменение схемы оплаты должно сделать эту часть расходов на ЖКУ предсказуемой, понятной, и, главное, у управляющих компаний должен появиться персональный интерес в снижении объема их потребления». 

Но очень важно при этом, чтобы сами расчёты производились корректно. «За неправильно выставленный счёт компания заплатит потребителю штраф в размере 50% от суммы превышения, — поясняет А. Чибис. — То есть, если управляющая или ресурсоснабжающая организация выставит некорректный платёж, она будет обязана вернуть потребителю 50% от суммы превышения». 

Есть сомнения — не платите

Впрочем, в разных домах квитанции могут отличаться — где-то будет строка за обслуживание домофона, где-то — за установку шлагбаума. Но все эти дополнительные расходы прежде, чем появятся в платёжках, должны быть одобрены собственниками на общем собрании.

А если приходит сразу две квитанции? Такое бывает, разъяснили в Минстрое, если, к примеру, собственники решили отказаться от услуг одной управляющей компании и заключили договор с другой: старая не готова сложить полномочия, а новая уже начала работу. В таком случае надо обратиться в органы жилищного надзора.

Но если вы получили квитанцию, которая сама по себе вызывает сомнения — внешним видом, суммами или чем-то ещё, не спешите оплачивать её. Проверьте указанные реквизиты и поставщиков услуг. Возникли подозрения — обратитесь в УК. А вообще, скоро заработает портал государственной информационной системы — ГИС ЖКХ. Там бумажные квитанции можно будет сверить с электронными.

Кто устанавливает тарифы?

Однако на практике у собственников все равно остаются вопросы. Например, имеет ли право ТСЖ решением правления увеличивать оплату за отопление? Отвечает Светлана Разворотнева, руководитель Национального центра «ЖКХ Контроль»:

Согласно п. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 этого кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ. Отдельными государственными полномочиями в области установления таких тарифов могут наделяться органы местного самоуправления. Но ни товариществу собственников жилья (в лице правления или общего собрания), ни управляющим организациям закон не предоставляет право устанавливать, изменять тарифы или нормативы потребления коммунальных услуг.

Имеет ли право ресурсоснабжающая организация предъявлять плату за ОДН (электроэнергия, водоснабжение)? Как поясняет С. Разворотнева, согласно п. 7.1. ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников дома плату за все или некоторые коммунальные услуги можно перечислять ресурсоснабжающим организациям, а за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами — региональному оператору. Это признаётся выполнением собственниками и нанимателями своих обязательств перед управляющей организацией, которая отвечает перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, переход на прямые расчётные отношения с ресурсоснабжающими организациями возможен исключительно на основании решения общего собрания собственников. Исполнителем при этом остаётся управляющая организация.




Это означает, что даже при внесении платы, в том числе за ОДН, напрямую ресурсоснабжающим организациям никто не снимает с управляющей компании ответственности за качество предоставляемых услуг. Равно как и за исполнение п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года. А он устанавливает, что распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов её потребления. 

Исключение — если объём услуги, определённый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, превышает объём, рассчитанный исходя из нормативов потребления, и общее собрание собственников приняло решение о распределении разницы между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. 

Кстати, до недавнего времени исключение из этого правила было предусмотрено для случаев, когда исполнителем коммунальных услуг являлась ресурсоснабжающая организация, т.е при непосредственном управлении. Однако теперь в Правила внесены изменения, исключающее подобное преимущество ресурсников.

Почему ТСЖ должны заносить в ГИС ЖКХ данные по кадастровым номерам, площадям и собственникам помещений в многоквартирных домах? Ведь ТСЖ — некоммерческая организация, а для этого она должна купить данные у другой госконторы — Росреестра. К тому же нужно купить электронную цифровую подпись, оргтехнику и нанять соответствующего специалиста. 

«По сути ТСЖ должно зарегистрировать на портале свой дом, а Росреестр прикрепить к нему кадастровые номера помещений, площади и собственников безвозмездно. Ведь это их данные, и именно они считаются эталонными в силу закона. К тому же дополнительная финансовая нагрузка, о которой вы упоминаете, губительна для ТСЖ», — поясняет Разворотнева.

Поэтому НП «ЖКХ Контроль» направило в Минсвязи РФ пакет предложений по освобождению ТСЖ, ТСН и ЖСК от этой обязанности и отмене штрафов за не размещение информации в системе. Оно предлагает установить исключительно добровольное размещение ими информации в ГИС ЖКХ. 

В обращении есть также предложение отменить требование каждому собственнику жилого помещения регистрировать личный кабинет в ГИС ЖКХ и таким образом не стимулировать неплатежи жителей отсутствием личных кабинетов. Руководство Минсвязи и телекоммуникаций выразило готовность к диалогу. 

За что платим?

Квитанция должна содержать:

— плату за коммунальные услуги

— плату за содержание общего имущества, в том числе за общедомовые нужды

— взнос на капитальный ремонт (может быть и в отдельной платежке)

Квитанция не должна содержать:

— плату за услуги, не одобренные общим собранием собственников.