вторник, 18 октября 2016 г.

«Оценка – не показатель». Почему учитель года никогда не жалуется на детей?


Житель Армавира Александр Шагалов признан лучшим учителем года в России. Но он не зазнаётся и называет свою победу «работой» судьбы. Почему он так считает, о чём мечтает, и какую «оценку» ставят ему сами ученики, узнал корреспондент АиФ.ru.


«Я был ошеломлён»

В это утро Александр Шагалов, как обычно, встал пораньше, собрался, сел за руль своей «Калины» и отправился в школу номер 7 по улице Лермонтова, до которой от его дома минут десять езды. Он проделывал всё это сотни раз за те три года, что здесь работает. Ещё месяц назад учитель бы просто вошёл в класс и начал урок, а вечером отправился домой проверять тетради. Но в этот день педагога ждало совсем другое расписание. На входе Александра встречали праздничные воздушные шары, а внутри ждали коллеги и журналисты из разных СМИ, спешившие поздравить и узнать все подробности из первых уст. Конечно, вспоминать о пережитом он готов снова и снова.


«Момент объявления победителя до сих пор стоит у меня перед глазами, — вспоминает Александр Шагалов. — Было очень волнительно. Помню эту барабанную дробь и запечатанный конверт, из которого достают листок с фамилией и называют меня. Конечно, я был ошеломлён. Именно таким было первое чувство. Разумеется, был очень рад».

Тогда вся Россия узнала имя 26-летнего учителя русского языка и литературы из Краснодарского края, который смог обойти во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» коллег из остальных 84 регионов страны. Но для этого ему пришлось пройти долгий путь. И самое интересное, что «пропуск» на него судьба выдала ещё тогда, когда лучший педагог 2016 года сам учился в школе. «Проводником» к будущей победе для Александра в прямом смысле слова стала его учительница Ольга Ларина.

«Ольга Михайловна работала в третьей школе, где я учился, — продолжает Александр Шагалов. — Потом она стала завучем в 7 школе, и так получилось, что я тоже попал туда под её руководство. Именно она предложила мне принять участие в конкурсе, который начался для меня со школьного этапа. Вот такие переклички судьбы иногда случаются».

«Он это заслужил»

Из-за стереотипов лучший учитель года может представляться обывателю этаким «ботаном», который в детстве не выпускал из рук учебники и не показывал носа из дома. Но в случае с Александром всё было совсем не так.

«Саша вёл нормальную жизнь и не сидел постоянно за книжками, — рассказывает его мама Ольга Викторовна. — Всё детство он проводил на речке и в лесу, где они гуляли с пацанами. Ему нравилось лазить по крышам и деревьям. Но особенно он любил разжигать костры. Даже совсем маленьким он всегда носил в кармане спички. Много времени он проводил и за компьютерными играми. Но при этом он всегда как-то успевал хорошо учиться и читать. У него с раннего детства очень хорошая память».
Мама лучшего учителя России Ольга Викторовна много сделала для победы сына и очень рада за него. Фото: АиФ/Александр Власенко

Именно мама приложила все усилия для того, чтобы привить сыну и дочке Анне любовь к литературе. В раннем детстве читала им вслух, потом просто покупала книги. Видно, свою роль сыграли и гены. Прадедушка Александра до войны тоже работал учителем русского языка и литературы. А прабабушка почти как Ломоносов, в юности собрала узелок и отправилась пешком за сорок километров, чтобы поступить в педагогическое училище вопреки воле родителей. И всё же сам Александр в детстве не мечтал быть учителем и только в одиннадцатом классе определился с будущей профессией. Тогда он планировал стать преподавателем и вести лекции у студентов.

«Я выбирал между историей и филологией, — рассказывает Александр Шагалов. — Мне просто очень нравились эти предметы. В итоге решил поступить на филфак Армавирской государственной педагогической академии. Но никакой уверенности в том, что я смогу преподавать, не было. Только на педагогической практике я понял, что у меня это получается».


И даже после окончания вуза у него не было цели обязательно пойти работать в школу. Но видимо, так было угодно судьбе. Получилось устроиться и в итоге понравилось. Но главное, что у Шагалова открылись недюжинные педагогические способности, которые зависят далеко не только от образования.

«Александр Михайлович уже третий год является нашим классным руководителем, — рассказывает семиклассница Лиза Бенко. — Он нравится мне тем, что с ним всегда весело. Он часто шутит, проводит всякие внеплановые викторины. На его уроках не бывает напряжённой атмосферы. Очень хорошо, что он молодой. Ему легче найти с нами общий язык, и мы всегда друг друга понимаем. Когда в новостях сказали о его победе, мы радовались всей семьёй. Он стал лучшим учителем заслуженно».
Чтобы поздравить своего классного руководителя Александра Шагалова с победой в конкурсе, семиклассница Лиза Бенко нарисовала его портрет. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Секрет успеха

Сам учитель на вопрос о секрете своего успеха скромно пожимает плечами. По его словам, он просто не знает точного ответа, хотя и не раз об этом задумывался.

«Я часто вспоминаю разные моменты своего участия в конкурсе, — говорит он. — В самом начале были большие трудности. Мне очень тяжело далась первая поездка на установочный семинар, потому что было много проблем. Я даже не был уверен, смогу ли поехать. Но я всё преодолевал, и эти мелкие детали как-то складывались в одну общую картинку. Не знаю, порой мне кажется, что это просто судьба».

Но понять основные слагаемые его победы можно и самому. Для этого достаточно слов Александра о подходе к проведению уроков и общению с учащимися.

«Я всегда веду урок эмоционально, потому что искренне люблю то, о чём говорю, — объясняет Александр Шагалов. — И надеюсь, что благодаря этому ребятам тоже становится интересно. Также я считаю важным с уважением относиться к личности ребёнка. В таком случае даже если ты его критикуешь по делу, то он на тебя никогда не обидится. Только при взаимном уважении и доверии можно найти контакт и выстроить урок. И конечно, я стремлюсь быть справедливым. Нужно применять ко всем одну и ту же систему оценки».
После победы в конкурсе Александр Шагалов вызывает интерес у школьников безо всяких усилий. Фото: АиФ/Александр Власенко

Он ставит «двойки» школьникам, когда они не заслуживают большего. Но в то же время признаётся, что не любит этого делать и вообще не считает оценку главным показателем развития ребёнка. Ведь ради «пятёрки» можно просто зазубрить урок и вскоре всё благополучно забыть. В таком случае эта оценка ничего не стоит. И совсем другое дело, если у школьника есть искренний интерес к предмету. Пробудить его Александр и считает своей главной задачей. Для этого он использует самые разные методы, сочетая традиции с новациями. Например, интригует детей, чтобы они захотели прочесть книгу. Включает им аудиозаписи, на которых авторы сами читают свои произведения.

Профессия дальнего действия

Александр признаётся, что порой испытывает сомнения в себе и задаётся одним и тем же вопросом: «Имею ли я право учить детей?» Многих это может удивить, особенно в свете его победы в конкурсе. Но если задуматься, то это логично. Во всяком случае, для тех, кто хорошо осознаёт, насколько ответственна работа учителя.
По словам Александра Шагалова, учитель в ответе за учеников. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Я понимаю, что буду в ответе не только за то, какие знания получат ребята, но и кем они станут, — говорит Александр Шагалов. — У Роберта Рождественского есть строчка, в которой так и говорится: „учитель — профессия дальнего действия“. И в одном из туров конкурса мы даже писали эссе на эту тему. Результаты работы учителя не всегда видны сразу и порой проявляются только через много лет. К примеру, нет оценки за духовно-нравственные качества. Как можно проверить в школе, насколько ребёнок патриотичен? И когда задумываешься об этом, то понимаешь, что учителю всегда есть, куда расти и к чему стремиться».

А вот в чём он никогда не сомневается, так это в своих учениках.

«Многие ругают нашу молодёжь, но я с этим не согласен, — говорит педагог. — Я считаю, что есть много умных ребят, которые хотят учиться. Да, сегодня дети немножко другие, чем раньше, но это нормально. И моё поколение чем-то отличается и от нынешнего, и от тех, кто старше меня. В чём-то нынешней молодежи даже труднее, чем было раньше, потому что темп жизни очень ускорился: стало сложнее всё успевать, и я сам это ощущаю».
Александр Шагалов считает, что молодёжи стало сложнее всё успевать из-за ускорения темпа жизни. Фото: АиФ/Александр Власенко

Как педагог он мечтает о том, чтобы все его ученики хорошо учились и состоялись в жизни. Но зависит это не только от самих учителей, но и от системы школьного образования в целом. Ей тоже явно есть, куда расти. Об одной из проблем в школьной сценке по мотивам известной сказки даже как-то сказали сами ученики Шагалова. Они пожелали золотой рыбке, чтобы у учителей было меньше бумажной работы и больше времени на детей. Но пока год от года в этом плане становится только сложнее. А вот другая проблема, похоже, постепенно решается. Речь о том, что учительский состав школ понемногу омолаживается, и сам Александр Шагалов— яркий тому пример. Показательно, что средний возраст участников конкурса педагогов в этом году составил 37 лет.

Несомненно, победа отразится на жизни Александра Шагалова. Но, конечно, было бы справедливо, если бы он получил за неё что-то помимо «Большого хрустального пеликана» и всеобщего признания. К примеру, победителю прошлого года Сергею Кочережко власти Самарской области выделили средства на квартиру. Хочется верить, что и на Кубани, где будет проходить следующий учительский конкурс, в долгу тоже не останутся.