суббота, 2 апреля 2016 г.

«Что там у хохлов?» Съездил в Украину и увидел своими глазами


«Конечно, Москва — первый город. Но ведь и Одесса — не второй!». Эта поговорка в нынешних политических условиях приобретает новые оттенки. Знаменитая Одесса стала третьим и заключительным городом в моем небольшом путешествии по Украине. Пока ехал на поезде, читал в интернете очередные дебаты по поводу Одессы. Кто-то назвал Одессу русским городом и понеслось. Украино-российские баталии в интернете по поводу всего уже давно утомили. Но когда это закончится — неизвестно.

Ни для кого не секрет, что в Одессе треть населения — русские. А язык, на котором говорят коренные одесситы, имеет особый статус — это говор русского, подвергшийся сильному влиянию украинского, идиш, молдавского, французского и других языков. Наверное, сейчас Одесса немного потеряла в своей идентичности, но у каждого жителя постсоветского пространства этот город по-прежнему считается столицей особого юмора и неповторимого колорита. «12 стульев», «Одесские джентельмены» и «Маски-шоу» — до сих пор остаются визитными карточками главного портового города Украины.

Впрочем, всем известные события двухлетней давности серьезно поменяли восприятие Одессы для многих россиян. Одесский юмор от «Маски-шоу» сменился на трагедию Дома профсоюзов с участием уже других масок. С такими мыслями я вышел из поезда на одесском вокзале.


Одесса..

Сам город, конечно, замечательный. Особая атмосфера, интересная архитектура. По причине многонационального состава в архитектуре Одессы отразилось византийское влияние. В планировке зданий можно заметить итальянский, французский и даже армянский декор. В основном архитектура Одессы — это XIX—XX век.


Та самая Дерибасовская, на которой всегда хорошая погода. Легендарная улица, названная в честь основателя Одессы — Хосе де Рибаса или попросту Осипа Михайловича Дерибаса.


Ланч я справил в знаменитом кафе «Компот». Знаменитым в том смысле, что это чисто одесское изобретение, известное своим «французским шармом». Ресторатор Савелий Липкин открыл первое кафе на Дерибасовской — на месте овощного магазина. Дизайн, кстати, делала команда Артемия Лебедева. Проект быстро набрал популярность и стал сетевым. Свой «Компот» ныне есть и в Москве, на Арбате.


Облагорожен на самом деле только центр Одессы. Отойти в сторону на несколько улиц — много аварийных домов и откровенных трущоб. Собственно, так обстоят дела во многих городах. Ну а в центре, конечно, чисто и уютненько.


Это одесский Impact Hub — креативное пространство в центре города. Часть огромной сети «хабов», раскинувшейся по всему миру. Impact Hub объединяет социальных предпринимателей и других хороших людей в попытках изменить мир к лучшему. Присутствуют коворкинг, конференц-зал, собственная гостиная и даже лаборатория.




Именно в Impact Hub и состоялись беседы с одесситами о главном — о трагедии в Доме Профсоюзов. Один из одесских журналистов — Сергей Дибров — является активистом рабочей группы по расследованию событий 2 мая 2014 года. Следствие Украины сейчас всячески пытается замедлить расследование. Поэтому группа журналистов является фактически единственным источником более-менее объективной информации. Их преимущество перед следствием заключается в том, что они готовы принимать любые материалы, в том числе и анонимные. Напротив, некоторые из свидетелей, пытаясь дать свидетельские показания следователям МВД, оказывались подозреваемыми. Логика проста, если ты присутствовал на данном мероприятии, значит соучаствовал.

Кстати, международная консультативная группа Совета Европы после событий 2 мая представила свой доклад по расследованию трагедии. В нем отмечается, что шаги Киева по установлению всех подробностей произошедшего не соответствовали требованиям Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). В документе также указывалось, что есть свидетельства причастности милиции к трагедии.
А совсем недавно стало известно, что представители «Правого сектора» предъявили ультиматум областной прокуратуре, потребовав провести расследование действий правоохранительных органов во время событий 2 мая 2014 года. Они пообещали, что если требования не будут выполнены, то это «может закончиться ещё одним 2 мая, только с одной стороны будут не пророссийские террористы, а представители власти». Да, время проходит, а риторика не меняется. Для некоторых украинских националистов погибшие в одесском Доме Профсоюзов считаются пророссийскими террористами.

Вместе с тем, в самой Одессе множество точек зрения на те события. Приходилось слышать разное. Но наиболее распространено мнение, что обе стороны изначально не хотели кровопролития и случившееся — результат в том числе бездействия правоохранительных органов. Как бы там ни было — людей не вернуть. Трагедия страшная, такого попросту не должно происходить в цивилизованном мире, в независимости от политических и идеологических пристрастий.

Вот памятник героям Советского Союза. Содержится в чистоте. Никаких следов вандализма.


Снова Дерибасовская и памятик основателю Одессы — уже упомянутому Осипу Дерибасу. Сами одесситы шутят, что это памятник кладоискателю, ведь Дерибас увековечен с лопатой в руках.


А это — в Центре обслуживания гражданина. Некий аналог нашего МФЦ — все услуги в одном окне. Электронная очередь направляет каждый раз к рандомному чиновнику. В антикоррпуционных целях. Стрелка вперед ведет нас в зону очiкування и дитячий майданчик.


Вот так выглядит дитячий майданчик.


В остальном всё то же, что и у нас. Электронные технологии, призванные облегчить жизнь и снизить уровень бюрократии.


По Одессе я прошелся галопом — время не позволило увидеть большинство достопримечательностей и полноценно насладиться морским бризом. Ничего, как-нибудь в следующий раз.


Закончить украинский пост хотелось бы фразой Леопольда: «Давайте жить дружно».  

Комментариев нет:

Отправить комментарий