В общественном транспорте - все больше и больше пассажиров, уткнувшихся в смартфон или планшет.
Но значит ли это, что они полностью отключены от происходящего вокруг? И что делают те, у кого в руках телефонов нет?
В наши дни в любом автобусе или вагоне метро полно людей, уставившихся на кусок металла и стекла в руках. Современные коммуникационные технологии отвоевали себе серьезную нишу среди пользователей общественного транспорта.
Но в то же время где-то в глубине души мы подозреваем, что наша зависимость от смартфонов не так уж безобидна. Поэтому мы видим, как с быстротой пожара распространяются по сети видео, пропагандирующие оффлайновый образ жизни (к примеру, англоязычный ролик под названием "Подними голову" - Look Up). И поэтому настолько популярной оказалась в "Твиттере" фотография человека без телефона среди телефонизированных собратьев. Действительно, в современном мире мало кто не вынимает телефон, заходя в вагон или садясь в автобус.
В 2009 году внештатный автор BBC News Magazine (теперешний заместитель редактора BBC Future) Стивен Даулинг опрашивал пассажиров электрички в Лондоне, не погруженных в чтение газеты или планшетного устройства: он пытался выяснить, чем они заняты. Ответы оказались разнообразными: кто-то практиковал дыхательную йогу, кто-то думал об оказавшейся в больнице сестре. Изменилось ли что-то сейчас, более пяти лет спустя? Остались ли еще люди, не пользующиеся мобильными устройствами в транспорте? И если да, то о чем они думают?
Пасмурным утром во вторник пассажиры линии Метрополитен лондонского метро едут на работу. Час пик уже миновал. Маршрут начинается над землей, на станции Уэмбли-парк. Вокруг простираются городские пейзажи, но большинство людей в вагоне, конечно, на них не смотрит - они смотрят в телефоны.
Этого, однако, не делает 38-летний Рауль Гири. Он сидит в одиночестве, глядя в окно на окружающий город. "Я специалист по компьютерным технологиям, - поясняет он. - Я по девять часов в день провожу перед монитором. Мне этого хватает!" Время от времени Гири быстро проверяет почту на своем BlackBerry, но в общем он предпочитает просто отдыхать по пути на работу. Далеко не каждый ждет автобуса для того, чтобы уткнуться в свой смартфон
Похожая точка зрения и у 66-летнего Майка Диэрмена. "Я жду звонков", - говорит он, похлопывая по карману пиджака. Последний участок линии Метрополитен проходит под землей, но в целом ее маршрут нередко пролегает под открытым небом, что позволяет на какое-то время поймать сигнал. "Связь постоянно пропадает, это неприятно", - замечает Диэрмен, работающий в сфере телекоммуникаций. Несмотря на то, что он предпочитает быть на связи, пялиться в телефон или планшет у него нет желания. Не понимает он и тех, кто сидит в наушниках. "Меня приводят в уныние люди с затычками в ушах. Они не читают книг, не следят за событиями, просто слушают свою музыку, да и всё", - ворчит Диэрмен.
От станции Бейкер-стрит у линии Метрополитен - самый старый участок лондонского метро. Поезда по нему ходят аж с 1863 года. 54-летний Джонатан Хэм ездит здесь практически ежедневно, и по пути любит подумать о своем.
"Иногда я включаю музыку. Но вообще-то в метро я предпочитаю размышлять или просто наблюдать за окружающими", - рассказывает Хэм. Он по профессии биолог и иногда в метро читает научные статьи. "Но сегодня утром мой мозг что-то не форме", - признает он.
Люди, за которыми он наблюдает, как правило ведут себя иначе: для них поезд - отличный повод поковыряться в телефоне. "Со стороны они кажутся полностью погруженными в свои телефоны и планшеты, - замечает Хэм. - Мне от этого становится слегка не по себе. Я довольно старомоден и особых компромиссов в этом плане не допускаю. У меня даже нет домашней электронной почты. Компьютер у меня дома есть, но он не подключен к интернету - интернет у меня есть на работе. Если мне нужно получить электронное письмо, то, конечно, я могу сделать это с телефона, но я настроил его так, что для этого нужно постараться".
Атмосфера отвлеченности
Апологеты внесетевого образа жизни, которые считают, что смартфоны чересчур сильно отвлекают, в последнее время обретают все больше сторонников. В их числе - Том Монтгомери Фейт, писатель и профессор английского языка в колледже Дю Паж в Чикаго.
"Я вижу, как у моих студентов падает способность к чтению и концентрации, и мне кажется, что этот процесс идет параллельно с развитием технологий, - говорит он. - Меня раздражает то, что мы не можем общаться напрямую. Если все время смотреть вниз, то не видишь мира вокруг - потому что ты отвлечен на что-то другое". Что будет делать этот мужчина, когда его смартфон сядет? Смотреть в окно? Размышлять о жизни?
Фейт сетует на нашу навязчивую культуру отвлеченности. Недавно, правда, он сдался и купил свой первый смартфон - чтобы общаться по видеосвязи со своей дочерью, которая учится в Мадриде.
Есть мнение, подкрепленное множеством доказательств: если живешь настоящим моментом, то жизнь становится лучше. Но многие пассажиры метро уверяют, что смартфоны как раз-таки помогают достичь этой цели.
“Мне нужно чем-то себя занять, а посмотреть на телефоне видео или послушать музыку - занятие расслабляющее", - говорит 29-летняя Кэти Уокер, когда наш поезд подходит к станции Барбикан. Она только что выключила свой планшет, как раз успев досмотреть какую-то передачу. Еще одна попутчица объясняет, что тоже сейчас пользовалась бы телефоном, но вот незадача: у нее как раз закончились жизни в игре Candy Crush, и она решила передохнуть.
Время от времени электронные устройства вынуждают нас отложить их в сторону и взглянуть на окружающий мир. Поезд приближается к предпоследней остановке, Ливерпуль-стрит, и 24-летняя Шинед Денниг, посмеиваясь, объясняет, почему она сидит с пустыми руками: "Мой телефон умер! Вот теперь думаю, где бы взять зарядник. Надо ехать домой, взять зарядник, зарядить телефон, а потом возвращаться обратно. Мне нужно встретиться с подругой, и мы уже бы встретились, если бы мне не нужно было бы ехать за зарядником".
Неожиданно оказавшись без электронного компаньона, Денниг получила возможность оглянуться по сторонам. "Просто сидеть - тоже хорошо, - замечает она. - Я было думала достать книжку и почитать, но что-то устала. Хочется спокойно посидеть. И ничего не делать!"
Полный вагон уставившихся в телефоны пассажиров ее совершенно не замечает. В каком-то смысле это идеальная обстановка для тех, кто хочет побыть в одиночестве. В 1968 году на станциях лондонского метро установили телефоны-автоматы. Сейчас они вряд ли кому-то нужны...
Дженни Дэвис - адъюнкт-профессор социологии в Университете Джеймса Мэдисона в американском штате Виргиния. С ее точки зрения, деление людей на тех, кто пользуется электроникой в общественном транспорте и тех, кто ее избегает, - совершенно искусственное.
"В городской среде нас окружает настолько много разных стимулов, что в общественных местах мы стремимся изолироваться и почувствовать себя в одиночестве, - поясняет она. - Мы всегда на что-то отвлекаемся - будь то наши мысли, газета, да вообще что угодно. Мы всегда одиноки в городской толпе".
Этот комментарий хорошо иллюстрируется популярной в интернете фотографией вагона поезда, сделанной примерно в 1940-50-х годах прошлого века. Все пассажиры в вагоне сидят, уткнувшись в газеты. "Технологии делают нас антисоциальными", - гласит ироничная подпись.
"Настоящим моментом мы практически никогда не живем, - говорит Дэвис. - Участвуя в сиюминутном общении, мы все равно и обращаемся к нашему прошлому опыту, и думаем о будущем".
Так что, возможно, никаких далеко идущих выводов из этой истории делать не стоит. Все пассажиры линии Метрополитен, с которыми мы побеседовали, имели простое и практическое объяснение своему поведению. Одна из них, 23-летняя Нину Аргхард, держит телефон в руке, хотя сейчас им не пользуется, и его экран не светится. "Я просто хотела посмотреть вокруг, - беспечно говорит она. - Нельзя круглосуточно пялиться в экран: это порой надоедает".
источник
Но значит ли это, что они полностью отключены от происходящего вокруг? И что делают те, у кого в руках телефонов нет?
В наши дни в любом автобусе или вагоне метро полно людей, уставившихся на кусок металла и стекла в руках. Современные коммуникационные технологии отвоевали себе серьезную нишу среди пользователей общественного транспорта.
Но в то же время где-то в глубине души мы подозреваем, что наша зависимость от смартфонов не так уж безобидна. Поэтому мы видим, как с быстротой пожара распространяются по сети видео, пропагандирующие оффлайновый образ жизни (к примеру, англоязычный ролик под названием "Подними голову" - Look Up). И поэтому настолько популярной оказалась в "Твиттере" фотография человека без телефона среди телефонизированных собратьев. Действительно, в современном мире мало кто не вынимает телефон, заходя в вагон или садясь в автобус.
В 2009 году внештатный автор BBC News Magazine (теперешний заместитель редактора BBC Future) Стивен Даулинг опрашивал пассажиров электрички в Лондоне, не погруженных в чтение газеты или планшетного устройства: он пытался выяснить, чем они заняты. Ответы оказались разнообразными: кто-то практиковал дыхательную йогу, кто-то думал об оказавшейся в больнице сестре. Изменилось ли что-то сейчас, более пяти лет спустя? Остались ли еще люди, не пользующиеся мобильными устройствами в транспорте? И если да, то о чем они думают?
Пасмурным утром во вторник пассажиры линии Метрополитен лондонского метро едут на работу. Час пик уже миновал. Маршрут начинается над землей, на станции Уэмбли-парк. Вокруг простираются городские пейзажи, но большинство людей в вагоне, конечно, на них не смотрит - они смотрят в телефоны.
Этого, однако, не делает 38-летний Рауль Гири. Он сидит в одиночестве, глядя в окно на окружающий город. "Я специалист по компьютерным технологиям, - поясняет он. - Я по девять часов в день провожу перед монитором. Мне этого хватает!" Время от времени Гири быстро проверяет почту на своем BlackBerry, но в общем он предпочитает просто отдыхать по пути на работу. Далеко не каждый ждет автобуса для того, чтобы уткнуться в свой смартфон
Похожая точка зрения и у 66-летнего Майка Диэрмена. "Я жду звонков", - говорит он, похлопывая по карману пиджака. Последний участок линии Метрополитен проходит под землей, но в целом ее маршрут нередко пролегает под открытым небом, что позволяет на какое-то время поймать сигнал. "Связь постоянно пропадает, это неприятно", - замечает Диэрмен, работающий в сфере телекоммуникаций. Несмотря на то, что он предпочитает быть на связи, пялиться в телефон или планшет у него нет желания. Не понимает он и тех, кто сидит в наушниках. "Меня приводят в уныние люди с затычками в ушах. Они не читают книг, не следят за событиями, просто слушают свою музыку, да и всё", - ворчит Диэрмен.
От станции Бейкер-стрит у линии Метрополитен - самый старый участок лондонского метро. Поезда по нему ходят аж с 1863 года. 54-летний Джонатан Хэм ездит здесь практически ежедневно, и по пути любит подумать о своем.
"Иногда я включаю музыку. Но вообще-то в метро я предпочитаю размышлять или просто наблюдать за окружающими", - рассказывает Хэм. Он по профессии биолог и иногда в метро читает научные статьи. "Но сегодня утром мой мозг что-то не форме", - признает он.
Люди, за которыми он наблюдает, как правило ведут себя иначе: для них поезд - отличный повод поковыряться в телефоне. "Со стороны они кажутся полностью погруженными в свои телефоны и планшеты, - замечает Хэм. - Мне от этого становится слегка не по себе. Я довольно старомоден и особых компромиссов в этом плане не допускаю. У меня даже нет домашней электронной почты. Компьютер у меня дома есть, но он не подключен к интернету - интернет у меня есть на работе. Если мне нужно получить электронное письмо, то, конечно, я могу сделать это с телефона, но я настроил его так, что для этого нужно постараться".
Атмосфера отвлеченности
Апологеты внесетевого образа жизни, которые считают, что смартфоны чересчур сильно отвлекают, в последнее время обретают все больше сторонников. В их числе - Том Монтгомери Фейт, писатель и профессор английского языка в колледже Дю Паж в Чикаго.
"Я вижу, как у моих студентов падает способность к чтению и концентрации, и мне кажется, что этот процесс идет параллельно с развитием технологий, - говорит он. - Меня раздражает то, что мы не можем общаться напрямую. Если все время смотреть вниз, то не видишь мира вокруг - потому что ты отвлечен на что-то другое". Что будет делать этот мужчина, когда его смартфон сядет? Смотреть в окно? Размышлять о жизни?
Фейт сетует на нашу навязчивую культуру отвлеченности. Недавно, правда, он сдался и купил свой первый смартфон - чтобы общаться по видеосвязи со своей дочерью, которая учится в Мадриде.
Есть мнение, подкрепленное множеством доказательств: если живешь настоящим моментом, то жизнь становится лучше. Но многие пассажиры метро уверяют, что смартфоны как раз-таки помогают достичь этой цели.
“Мне нужно чем-то себя занять, а посмотреть на телефоне видео или послушать музыку - занятие расслабляющее", - говорит 29-летняя Кэти Уокер, когда наш поезд подходит к станции Барбикан. Она только что выключила свой планшет, как раз успев досмотреть какую-то передачу. Еще одна попутчица объясняет, что тоже сейчас пользовалась бы телефоном, но вот незадача: у нее как раз закончились жизни в игре Candy Crush, и она решила передохнуть.
Время от времени электронные устройства вынуждают нас отложить их в сторону и взглянуть на окружающий мир. Поезд приближается к предпоследней остановке, Ливерпуль-стрит, и 24-летняя Шинед Денниг, посмеиваясь, объясняет, почему она сидит с пустыми руками: "Мой телефон умер! Вот теперь думаю, где бы взять зарядник. Надо ехать домой, взять зарядник, зарядить телефон, а потом возвращаться обратно. Мне нужно встретиться с подругой, и мы уже бы встретились, если бы мне не нужно было бы ехать за зарядником".
Неожиданно оказавшись без электронного компаньона, Денниг получила возможность оглянуться по сторонам. "Просто сидеть - тоже хорошо, - замечает она. - Я было думала достать книжку и почитать, но что-то устала. Хочется спокойно посидеть. И ничего не делать!"
Полный вагон уставившихся в телефоны пассажиров ее совершенно не замечает. В каком-то смысле это идеальная обстановка для тех, кто хочет побыть в одиночестве. В 1968 году на станциях лондонского метро установили телефоны-автоматы. Сейчас они вряд ли кому-то нужны...
Дженни Дэвис - адъюнкт-профессор социологии в Университете Джеймса Мэдисона в американском штате Виргиния. С ее точки зрения, деление людей на тех, кто пользуется электроникой в общественном транспорте и тех, кто ее избегает, - совершенно искусственное.
"В городской среде нас окружает настолько много разных стимулов, что в общественных местах мы стремимся изолироваться и почувствовать себя в одиночестве, - поясняет она. - Мы всегда на что-то отвлекаемся - будь то наши мысли, газета, да вообще что угодно. Мы всегда одиноки в городской толпе".
Этот комментарий хорошо иллюстрируется популярной в интернете фотографией вагона поезда, сделанной примерно в 1940-50-х годах прошлого века. Все пассажиры в вагоне сидят, уткнувшись в газеты. "Технологии делают нас антисоциальными", - гласит ироничная подпись.
"Настоящим моментом мы практически никогда не живем, - говорит Дэвис. - Участвуя в сиюминутном общении, мы все равно и обращаемся к нашему прошлому опыту, и думаем о будущем".
Так что, возможно, никаких далеко идущих выводов из этой истории делать не стоит. Все пассажиры линии Метрополитен, с которыми мы побеседовали, имели простое и практическое объяснение своему поведению. Одна из них, 23-летняя Нину Аргхард, держит телефон в руке, хотя сейчас им не пользуется, и его экран не светится. "Я просто хотела посмотреть вокруг, - беспечно говорит она. - Нельзя круглосуточно пялиться в экран: это порой надоедает".
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий