Всегда ли стоит спасать брак, что делать с семейным насилием и почему модель патриархальной семьи устарела? Об этом SPB.AIF.RU рассказал протоиерей Александр Дягилев.
Уже семь лет в Петербурге работает программа «Семейный диалог». Её посещают супружеские пары, чьи отношения зашли в тупик, часто – на грани развода. Программу вместе с женой основал протоиерей Александр Дягилев, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Развод или реабилитация?
Елена Воложанина, SPB.AIF.RU: – Сейчас каждый второй брак заканчивается разводом. На ваш взгляд, с чем это связано?
Протоиерей Александр Дягилев: – На самом деле распадается еще больше семей, в целом по стране 62%. Половина – в Петербурге, а в Ленинградской области – 82%. Это данные за прошлый год. Главные причины – непринятие чувств друг друга и неумение выстраивать диалог. Если с этим разобраться, удаётся разрешить и другие проблемы. А так люди говорят об изменах, алкоголизме и наркомании одного из супругов, материальных вопросах. Если семья была не готова к появлению ребёнка или уже наметились сложности в отношениях – после родов женщина посвящает себя детям, мужчина уходит в работу, времени и сил друг на друга нет, отчуждение растёт. К разводам приводят и вмешательство родителей, и незрелые мотивы для вступления в брак – получить прописку, блеснуть белым платьем.
– Но каждую ли семью стоит спасать от развода?
– А стоит ли вообще кого-то спасать? Как священник скажу: есть заповедь «Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью... Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Если люди встают перед ситуацией развода, я обязан им сообщить: есть божье предписание, если вы верующие люди, думайте, как эту заповедь исполнить. Но спасти помимо воли никого невозможно. Могу лишь предложить помощь.
– Сейчас всё чаще говорят о семейном насилии. Знаю историю, когда женщину избивал муж, она пошла за советом к священнику, хотела развестись, а он ответил: развод – грех. Разве так можно?
– Позиция церкви такова, что как такового семейного насилия не существует: есть просто насилие. Ужас в том, что тебя не какой-то хулиган ударил, а собственный муж, иногда и жена. Проблема есть, я с ней регулярно сталкиваюсь на исповедях. Практика показывает, что агрессор – сам в прошлом жертва насилия. Помочь стараются жертве, а обидчика – наказать, посадить. На самом деле его надо реабилитировать: тюрьма проблему не решит, только озлобит. Часто люди поднимают руку, потому что не умеют по-другому выражать свои чувства.
– Женщинам-то что делать? Психологи говорят – бежать.
– Стоит ли подавать на развод? Мы сотрудничаем с партнёрами, организация называется «Мужчины XXI века». Её основали мужчины-психологи, которые работают в авиакомпаниях в кризисных ситуациях, во время катастроф. Они работают также с агрессорами достаточно эффективно, я восхищён их результатами. Может быть, дать такому мужу шанс пройти у них реабилитацию? Но если есть угроза жизни, церковь может оправдать развод.
Патриархальная семья – в прошлом
– Многие считают, что все проблемы от того, что женщины получили «слишком много» прав. С точки зрения православия как должны строиться отношения в семье? На патриархальных ценностях?
– Официальной точки зрения нет. Есть выводы, к которым я пришёл, восьмой год работая в этой сфере. Многие служители церкви со мной не согласятся. Семья была патриархальной до начала XX века: построить дом, сложить печь – тут нужна физическая сила. Пенсионной системы нет, дети – опора в старости, задача женщины – рожать как можно больше, тем более высока младенческая смертность. Социальный статус, образование у мужчины – выше, он принимает решения, его задача – обеспечить семью. Мужчина главный. Это та семья, которая описана в Библии. Она воспринимается как идеал многими православными даже сегодня.
– Но мир поменялся.
– Да. XX век не вычеркнешь. Первая мировая война, революция, репрессии, Великая отечественная. Досталось и женщинам, но в основном мужчины гибли на фронтах, попадали в лагеря ГУЛАГа. Те, кто вернулся, – с моральными травмами, многие начали пить. Появилась традиция, чтобы муж отдавал зарплату жене, а то пропьёт. Формально ещё говорили, что мужчина главный, но фактически деньги – в руках у женщины, решения принимает женщина. Это новая модель: «Я должна быть сильной». А что делать, жизнь такая!
– А сейчас?
– А сейчас я зарабатываю, и ты зарабатываешь. У меня счет в банке, и у тебя. Мы друг без друга проживём. Но для общения, безопасности решили жить вместе. Как ни странно, в чем-то самая христианская семья – свободный союз двух свободных людей.
– А захотели – развелись?
– В патриархальной семье даже мысль об этом не допускалась! Там чётко работали традиции, всё было ясно по умолчанию. Уклад жизни из поколения в поколение не менялся. В современной семье традиции утеряны, кто и что кому должен – не ясно. Придётся договариваться. Потому и возникла потребность в программах по обучению диалогу в семье. Многие верующие считают, что патриархальная семья – идеал. Я думаю, вернуть её в наши дни невозможно. Но семейные ценности – взаимная поддержка, любовь, доверие – будут актуальны всегда.
«Семейный диалог»
– Что происходит во время программы «Семейный диалог»?
– На выходные мы выезжаем за город. Оплатить надо проживание и дорогу – сама программа бесплатная. Тут важно оторваться от повседневности – у нас была пара, которая призналась: впервые за 20 лет они остались вдвоём. Вот так супруги проводят жизнь в заботах, а потом оказывается, что они по душам толком не разговаривали. А взаимных обид всё больше.
– А могут ли они вообще быть вместе?
– Бывает, что они даже в одном номере жить отказываются! Программа насыщенная, за два дня – 11 встреч. Их ведут семейные пары, которые прошли через кризис в отношениях. Они делятся личными историями, чтобы простимулировать участников на их собственный диалог. Священник рассматривает тему с точки зрения библии. Супругам даются задания. Например, написать письма друг другу, или ответить на одни и те же вопросы, а потом обсудить. Говорят они в номере без свидетелей. Программа открыта для людей всех конфессий, атеистов – мы не заставляем молиться. Бывает, что кто-то уезжает разочарованным – мы благодарны этим людям за искренность и честность. Но подавляющее число пар благодарит и свидетельствует о явных переменах. Одна женщина после программы написала отзыв: «Спасибо! Я поняла: муж – тоже человек!». Добавлю: и жена – человек. Не будем забывать об этом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий